Category: эзотерика

china

АКТУАЛЬНОЕ


Удивительное произведение оставил нам худенький очкарик, больной туберкулезом, от которого и умер в тюремной больнице, после допросов и пыток. В любом отрывке клокочут и свирепствуют неистовые силы стихий, человеческие страсти — ярость, гнев, любовь...

Плещет в грохоте грозовом,
Дышит яростью, полыхает огнем
Древнее ложе Земли —
Грозное море Сюнг
С неколебимым дном.

Там вечно лютует буран,
Будто древний колдун-шаман
Днем и ночью кружится,
Снега подымая,
Громко в бубен свой ударяя,
Камлает неистово,
Косматыми волосами трясет…


Между бесчисленными подвигами, схватками, единоборствами нашелся, как следовало ожидать, и Лось — в самом начале пути героя, он можно сказать еще в пеленках, еще только вышел посмотреть мир (из детской, где его держали в цепях, колодках и колдовских путах о тридцати девяти узлах, чтобы раньше времени не напроказил):

Осмотрелся вокруг
Нюргун Боотур
И видит – огромный лось,
Выйдя из чащи,
Встал перед ним,
Глазами землистыми поглядел,
Переносицей горбатой повел,
Фыркая и сердясь,
Грузные наклоняя рога;
Дыбом на холке его
Волосы поднялись.
Понял Нюргун Боотур —
Зверь его вызывает на бой;
Взревел богатырь,
Прямо на лося
Прянул он,
Ударил зверя по голове,
Ударил со всею силой своей
Каменным кулаком.
Череп лося,
Как гриб-дождевик,
Рассыпался под ударом его...
china

АКТУАЛЬНОЕ

Нюргун Боотур Стремительный, якутский эпос.
буквы у нас одинаковые, только Земля другая...

Осьмикрайняя,
Об осьми ободах,
Бурями обуянная
Земля – всего живущего мать,
Предназначенно-обетованная,
В отдаленных возникла веках.
И оттуда сказание начинать.

Прикреплена ли она к полосе
Стремительно гладких, белых небес —
Это неведомо нам;

Иль на плавно вертящихся в высоте
Трех небесных ключах
Держится нерушимо она —
Это еще неизвестно нам;

Иль над гибельной бездной глухой,
Сгущенным воздушным смерчем взметена,
Летает на крыльях она —
Это не видно нам;

Или кружится на вертлюге своем
С песней жалобной, словно стон —
Этого не разгадать…

Как это современно!как по нашему! Мы живем в огромной непостижимой Вселенной, обуреваемой безвестными силами, неистовыми стихиями - и любопытствуем: нет ей конца-края - или есть? Началась она или всегда есть? А дальше-то?..
china

АКТУАЛЬНОЕ

Образец якутской поэзии. Написано кириллицей.

СЕРАФИМ ЭЛЛЯЙ
(1904–1977)
С якутского

БУДЬ СЧАСТЛИВ!
В тайгу выходит молодость,
И говорит тайга ей:
— Бери у меня золото,
Я щедрая такая!
Сияет солнцеликое
Безоблачное небо —
Твои дела великие,
Бездельничать нелепо!.. —
Гора большую голову
Вздымает над пространством
И говорит геологу:
— Ищи мое богатство!
В тайге сверкнуло озеро
Серебряною брошкой,
Благое слово бросило:
— Лови мою рыбешку! —
Лежат поля обширные,
Взывая на рассвете:
— Просторы наши мирные
Вспашите и засейте!
Трава зеленокрылая
Звенит в долине Лены:
— Меня вы, люди милые,
Скосите непременно!
Просторы необъятные,
Луга, озера, чащи
И лето благодатное
Мне говорят: —
Будь счастлив!

Природа говорит человеку или Саха-Якутия говорит России: Ну, режь меня! Ну ешь меня!
Стих длинный, не дочитала. Про алмазы там было? Потому что говорят, половина Якутии похожа на кратер того метеорита, который якобы погубил динозавров. Только воронку выскабливали медленно, пыль успевала рассеяться. Только родовые пастбища и охотничьи угодья пропали, как не были.
china

АКТУАЛЬНОЕ

Когда я посещала журнал «Знамя», рядом в литинституте выковывались и выкристалли... и т. д. Некоторые заходили в редакцию. Те, кого я видела, были провинциалы, тощие, застенчивые, плохо одетые, полуголодные, мало образованные. Иногда, через однокурсников из литературных семей, им удавалось разжиться халтуркой — переводами с языков народов Союза. Даже стихотворными! Они же, охальники, еще и смеялись над авторами.
Знакомым ребятам свезло — они переводили великого якутского поэта. Элляй или Эллей (псевдоним). С подстрочника. Подстрочник он составлял сам (язвили, что прямо подстрочник и писал). Нет, серьезные, ответственные стихи он сам писал, якутские сказки переводил. А проходные отдавал. Мы до сих пор вспоминаем по случаю:

Теплый дом наш в непогоду
Мил особенно для нас.
Трудно в это время года
В путь пускаться в поздний час...

А еще они переводили историческую поэму и вот уж резвились!

И Лены-реки переменчивый вал
На гребень якутскую письменность взял...


Ну да, ха-ха! У якутов письменность была!
А она была. Раньше чем у нас.

Древнетюркское письмо (орхоно-енисейская письменность) — применялась в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э. Алфавит был буквенный.
Использовалась литературным языком того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей.
Орхоно-енисейский язык был литературным языком Тюркского каганата (552—603), который образовался после гибели державы хунну на Востоке.
В 1889 году найден памятник с эпитафией Кюль-тегину («прекрасный принц»), текст расшифрован 1893 году датским учёным профессором Вильгельмом Томсеном. Памятник содержит ценные исторические сведения.

Древнетюркский памятник в честь Кюль-тегина
Каиржанов Абай - ритмический перевод (VIII в. н.э.)

Когда вверху возник свод синий Тенгри,
а лоно бурое Умай сотворено внизу,
меж ними род людской был порожден и жил.
Они закон и власть над общим Элем тюрков
Установили, берегли и высоко держали...

Эль — это держава, царство.
Ученые считают, что культ Тенгри поддерживала знать, рыцари-кочевники. Каганы получали власть от Тенгри, они же и совершали ему ежегодные общественные моления, и сами были шаманами, как и основатель династии Ашина. Скотоводы попроще почитали близких и доступных местных богов.

Все это конечно древности, история, но якуты потомки древних тюрков, и культ Неба-Тенгри они сохранили.
china

АКТУАЛЬНОЕ

Как сказано выше, т. е. ниже: «В нижнем секторе костюма шаманки Далаевой можно видеть онгоны (изображения) парнокопытных, кошачьих, земноводных, птиц, а также инструменты (бугры, крючки, молоточки и т.д.), необходимые для путешествия по опасному нижнему миру...»
china

АКТУАЛЬНОЕ

Только женщины-шаманки Ульгеню не камлали: у них не хватало сил подняться на небо...
У ЭТОЙ женщины-шаманки сил точно бы хватило. Торжествуйте, феминистки!



Забайкальский Краевой Краеведческий Музей

«ШАМАНКА» - уникальный экспонат музея. Представляет собой манекен в виде фигуры женщины в подлинном шаманском облачении. Прототипом явилась шаманка-эвенкийка Далаева, жившая в конце XIX века в районе Нерчинска. Слепок рук и лица Далаевой выполнен народовольцем В. И. Сухомлиным в Чите. В 1895 году в Читинский музей костюм шаманки был передан Нерчинским музеем. Манекен отличается антропологической реалистичностью и высоким художественным мастерством исполнения. Костюм олицетворяет трехъярусное строение мира. Верхний мир представлен венцом в форме металлического головного убора с небольшими рогами, что означает силу шаманки в верхнем мире. Змеи, свисающие с короны и плечевой пластины на спину, достигают земли, что свидетельствует о силе шаманки в нижнем мире, тоже доказывает наличие на колотушке нескольких колец. Наличие на костюме медных пластин говорит о том, что шаманка занималась лечением людей. В верхнем секторе костюма имеется ряд личин, олицетворяющих духов-шаманов, помогающих ей в камлании (обряде общения с духами). В нижнем секторе костюма можно видеть онгоны (изображения) парнокопытных, кошачьих, земноводных, птиц, а также инструменты (бугры, крючки, молоточки и т.д.), необходимые для путешествия по опасному нижнему миру. Как реальное лицо шаманка, носившая данный костюм, обладала мощной шаманской силой. Источником силы был верхний мир, где проживала энекан буга (верховный дух эвенков) и находились души неродившихся людей. Непосредственным приложением силы был нижний мир, куда она провожала души умерших предков, сражалась за украденные души людей среднего мира и излечивала их. Это доказывает и наличие на плечах и подоле онгонов-помощников ящериц - обитательниц нижнего мира. Шаманка является центральным экспонатом этнографической экспозиции краеведческого музея.
china

АКТУАЛЬНОЕ

Эрлик-хан — божество более популярное, более четкое, однозначное, чем небесный Ульгень. Это повелитель подземного мира, где нет солнца и луны, или они есть, но почти не работают. Вообще в этом тексте самое частое слово «Или»! Или это «Эрклиг-хакан» у древних тюрок и якутов шаманистов, который был небесным божеством, хозяином «голубой беспредельности», а позже Ульгень его низверг на землю и вовсе загнал в подземелье. И сам стал «хозяином голубой или синей ясности», или «голубой беспредельности». Такое в мифологии бывало, это нормально.
У бурят-буддистов Эрлен-Эрлик назывался Яма (имя индийское, у китайцев Янь-ван), судья и владыка загробного мира. Вообще посмертный суд, наказание, ад — привнесены миссионерами, буддистами, мусульманами, православными. В шаманизме, как и в предшествующем тотемизме и еще глубже, такие сложности неизвестны. Мы дики, нет у нас законов, мы не терзаем, не казним.


Бывшему небожителю Эрлику-Эрклигу камлали черные шаманы. Души их у него обучались, к нему потом и отправлялись. Коней ему приносили в жертву — чёрных...
К сожалению, вопрос о черных и белых шаманах (актуальный для якутов, бурят и алтайцев) так и не решен «вплоть до момента исчезновения шаманизма под влиянием победы и развития социалистического строительства» (Л.П.Потапов). А так важно было бы разрешить! Почему из среды шаманов постепенно выделились «черные» и чего от них можно ждать?

Некогда якуты входили в тюркский каганат, который был могуч, имел каганов, знать и письменность, и в рунических надписях на древних каменных плитах умершие называются «отлетевшими», и это могло означать традицию огненного погребения, хотя бы только знати. Или не только? Сам ли Эрлик забирал души людей? «Пестрота представлений, связанных с Эрликом, в какой-то мере отражает стадии эсхатологических представлений, начиная от наиболее архаичных, признающих кругооборот жизни». Т.е. посланная божеством жизнь после житейских передряг возвращается к нему. Или...

Сыновья Эрлика помогают ему в мире, населенном покойниками и чудовищами. Иногда он посылал их в средний мир — разобраться со злыми духами, присмотреть за реками-озерами, за морскими чудовищами, жилища людей они охраняли.
Этнограф XIX века Анохин А.В. пишет: «Деятельность сыновей в царстве Эрлика алтайцы сравнивают с деятельностью русской администрации, называют их «становыми приставами» (ошкошло станобоj прiстап)»
Дочери у него ленивые, сексуально озабоченные...

Земные и подземные божества во многих мифологиях сильнее «верхних». Камлать Эрлику и его сыновьям мог только настоящий, могучий шаман — манjакту кам, кам с маньяком, т. е. облачением, и бубном, их-то и называли черными шаманами.
Но все относительно! Какие-то группы населения про черных и белых не слыхивали, почитали «больших» и «сильных» камов, они камлали и Эрлику, и Ульгеню. Только женщины-шаманки Ульгеню не камлали: у них не хватало сил подняться на небо...
china

АКТУАЛЬНОЕ

«Подобно Гермесу у древних греков, шаманы ненцев, нивхов, юкагиров, селькупов и других народов в XIX – начале XX века служили проводниками душ умерших на тот свет...» Правильно, а сам Гермес откуда взялся?

Этнографы говорят, что некоторые ритуалы могут совершать простые граждане, но только не проводы души в преисподнюю. Душа умершего может и прихватить с собой еще кого-нб из семьи. Приглашенный кам ловит душу покойного бубном, как бабочку или птичку, прижимает к полу, несмотря на ее стоны и вопли, и отправляется с ней в долгий путь. Бубен и пение звучат все тише, глуше... они уже глубоко под землей... вот их встречают души умерших. Они не хотят принять новую душу в свою компанию! Шаман их упрашивает, заговаривает им зубы — все напрасно. Остается одно средство: угостить всех вином, все развеселятся, обрадуются, и дело сделано. Шаман может возвращаться на землю.

У других народов шаман с подопечной душой мог вечеринкой не отделаться. Где-то подземный мир представлял собой длинную реку, по берегам которой, как на земле, в привычных стойбищах обитали э-э... мертвые, и надо было доставить усопшего к родичам, к предкам. Некоторые считали, что там все как здесь, те же труды и болезни, и даже смерть. Оттуда души перекочевывали в третий мир и дальше, душа мельчает, пока не обратится в птичку, в комара, в прах. Печально...

А то приходилось пробираться среди обрывистых скал по водопадам и порогам, злобные духи из параллельных миров (подземный мир тоже был многоэтажный), готовые сожрать и шамана, и его ношу. А иногда по пути встречалась заблудшая душа живого человека, который там, наверху, болел; желательно было ее прихватить и вынести к свету.
У некоторых народов под влиянием ламаизма то ли под землей, то ли под водой расположилось царство Эрлик-хана. Это в общем-то не ад, но иногда Эрлик берет душу в рабство или посылает на землю вредить людям. Но, как правило, Эрлик-хан сам по себе, мертвые сами по себе. Многие верили, подобно телеутам, что двойник человека после странствий под землей возвращается к тому божеству, которое и послало его на землю.

Двойники умерших камов как правило остаются на земле, поселяются где-нб в скалах, ожидают себе почитания (а то ведь и болезнью накажут), избирают из родственников будущих камов. Иногда душа его даже вселяется в будущего шамана. Изображение шамана-предка помещали на почетном месте в жилище, кропили вином. Душа предка может сопровождать кама в виде рукоятки бубна или колотушки.
В.Басилов полагает, что культ предков вообще образовался из почитания предков-камов.

А вот грустная история на тему «наша служба и опасна и трудна...» Одна манчжурская шаманка возвращалась из царства мертвых с душой освобожденного мальчика. Ей встретился дух покойного мужа, который потребовал, чтобы она воскресила и его. Она отговорилась, что плоть его давно истлела. Он стал ей угрожать. Тогда она с помощью духов-помощников сбросила его в город мертвых, откуда нет возврата...
Сама она проболталась или духи наябедничали, но свекровь пришла в ярость: ты во второй раз мужа убила! - подала в суд, и ее приговорили к смертной казни. Император (китайский император-манчжур, может предпоследний), утвердил приговор.

Разумеется, проводы усопшего сопровождались жертвоприношениями. Не считая поминок сразу после смерти.
Это все похоже и знакомо.
china

АКТУАЛЬНОЕ

Дуализм, мне кажется, возник одновременно с разумом и речью. Мысль становится «мыслью второго порядка», когда гомо сапиенс, обдумывая текущие дела — как мы вчера яму рыли, осталось ли немного мяса от вчерашней антилопы гну, куда это подрал Рыжий, не надо ли за ним — вдруг видит со стороны: вот, я сижу и думаю, как мы вчера яму рыли... и кто этот Я? кто думает, как мы вчера... или кто думает, что вот кто-то думает, как...?

Так впервые на планете произошло раздвоение личности, дуализм — отражение, рефлексия, или совсем умное слово: рекурсия. Кто смотрит на меня из зеркала? Неспроста зеркало до сих пор древний мистический предмет, писатели-романтики на нем оттянулись, не так давно «Джонатан Стрендж и...». А пока не было зеркал, человек смотрел в лужу и скалил зубы (как крошка енот): ты чо дразнишься? Ты кто такой?



Как назвать «двойник»? Потапов рассматривает термин кут — слово это встречалось в средневековых письменных источниках и переводилось «счастье», «благодать», «удача». Цитирует Ж.П.Ру: «Кут — причащение жизнью, жизненная сила, душа, приходящая с Неба». Встречается в декларациях каганов. Может, это именно ханское достоинство? Но при этом о самой простой бездетной семье говорят: люди, не имеющие кут на детей». Так что это «дар»? Кут посылают высшие божества, Ульгень и его сыновья; впрочем, могут и местные божества, и своя гора. Если шаман попросит.

Все-таки кажется больше принято тюркское слово «jула», «чула». Не шаман скачет на медведе, а его «чула» на «чула» медведя, привязанная к его жестяному силуэту на робе шамана. Кстати, в утешение марксистам-материалистам, которые до недавнего времени решали, что можно публиковать, а что нет — все чула так или иначе материальны. И якуты, и телеуты, и прочие малочисленные народы Севера и Сибири — стихийные материалисты.
Такой забавный фактик. Когда ребенок рождался, первый вопрос был: «Нужный или нет?» Мальчик — нужный, продолжатель рода, будет охотник, скотовод, промышленник. Девочка уйдет в другую семью, имеется в виду большая семья, род: «в дальний наслег, к огонёру-тойону, стройная кыз, напевая, уйдет» И.Уткин.
Другая форма вопроса: «Козла будет стрелять или козу доить?»

Включение ребенка в общественную жизнь происходит, когда он начинает осознанно говорить. Тогда матушка Умай оставляет его, его младенческий кут-зародыш, когда-то посланный родителям неким божеством, превращается в индивидуального двойника ребенка, у него появляется «осознание своего «я», как бы раскол его существа надвое».

Понятно больше половины. Дальше откуда-то берется «чула».
china

АКТУАЛЬНОЕ

Шаман видел двойников людей наяву, особенно при содействии своего двойника, которого мог отделять от себя во время камлания. «Этим, как и некоторыми другими признаками и свойствами, двойник кама отличался от двойника рядового человека, вера в которого у людей... была связана с древним дуалистическим мировоззрением. Шаманизм... внес в это универсальное представление свою специфику».

Это не шаман и его двойник, это два шамана из одной семьи! Тот, который помоложе и повыше, уже отбыл. Двум шаманам вместе не ужиться. Тот, который остался, тоже собирается в путь.


Шаман видел двойников людей наяву, особенно при содействии своего двойника, которого мог отделять от себя во время камлания. «Этим, как и некоторыми другими признаками и свойствами, двойник кама отличался от двойника рядового человека, вера в которого у людей... была связана с древним дуалистическим мировоззрением. Шаманизм... внес в это универсальное представление свою специфику».

О дуализме еще поговорим, а пока пусть расскажут о своей актерской профессии. Заодно о ее разоблачении.
Сеанс проводился, как правило, вечером и ночью, при неярком свете костра, иногда в полном мраке. Часто в специальном помещении, которое строилось для одного-единственного спектакля. Костюм производил впечатление сам по себе, кроме того, он шелестел и звенел: кроме железных фигурок на нем были нашиты колокольчики и бубенчики. Бубен таинственно гудел и роптал, то протяжно, то ритмично, ускоряясь и замедляясь...

Шаман безусловно был немного гипнотизером и пользовался гипнозом даже безотчетно, ненамеренно. Ряд поразительных трюков пораженные исследователи так и объясняли: не могли поверить собственным глазам. Но большинство их можно объяснить и без гипноза.
Например, вылет шамана из чума через дымовое отверстие, причем ногами вперед. Опытные гимнасты знают, что «мгновенно бросить тело вверх легче всего, если послать ноги вперед, держась руками за опору». Опорой было деревце с зарубками, символ мирового древа, или свисавшая сверху веревка или цепь.

Другой фокус был в стиле Гудини. Может, некоторые умели, как этот артист, разбирать и собирать себя по суставам; впрочем, не исключено, что связывали тайные помощники.
Некоторые трюки, пишет Басилов, чистый иллюзион. На глазах придирчивого наблюдателя голая до пояса чукотская шаманка взяла большой круглый камень, покатала его в руках, помяла, и из камня высыпалась целая горка мелких гладких камушков. Наблюдатель, с мыслью разоблачить фокус, тут же попросил ее повторить. Она, не дрогнув, проделала то же самое (когда герой в известной сказке выжимает из камня воду и забрасывает камень его на небо, так что тот не возвращается, нам объясняют по крайней мере, что по дороге он поймал птицу и подобрал кусок сыра).
Рассказы о шамане, который высекал из бубна огонь, выхаркивал железные предметы и выпускал из носа змей, никого не поражают в век развитого иллюзионного искусства, только надо помнить, что он проделывает все это на расстоянии протянутой руки от зрителя.

Шаманы ненцев и якутов умели пронзать себя саблей и кинжалом так, что конец торчал из спины, и кровь капала с лезвия. Кто-то вроде бы даже отрезал себе голову и камлал без нее, а потом возвращал на место.

Ловкость рук, психприемы и гипноз — и вот уже молодой эвенк в 20-е годы рассказывает И.М.Суслову, как его товарищи во главе с шаманом вылетают из чума через верх, сидя верхом на корневищах лиственниц и вихрем несутся во тьме (сам-то он что, тоже летел?), как кузнец Вакула...

Исследователи шаманизма, может быть, интереснее самих шаманов. Об этом Суслове стоит почитать и написать.