Category: театр

Category was added automatically. Read all entries about "театр".

china

Журнал «Пионер»

Вот сейчас кажется, что радикально новая жизнь началась в журнале, когда в него ворвалась, как фейерверк, Ирина Павловна Уварова... не знаю, может она и раньше публиковала статьи об искусстве, о театре — но это был мощный материал, на несколько номеров: «Приветствую тебя, козел на веревке!»
Про театр.
Collapse )

Уварова.jpg
Уварова знала не только про театр, а просто все про все в искусстве. Мне досталось искусство керамики, начиная с первого печного горшка, когда и печи еще не было... Вообще, как выяснилось потом, главным ее увлечением был кукольный театр, она все про него знала, издавала позже журнал «Кукарт», написала книгу о рождественских вертепах («Вертеп: мистерия Рождества» (М.: Прогресс-Традиция, 2012) и участвовала в создании первого в советское время вертепа «Три человека начали реконструировать из праха вертепное действо в советской Москве 1980 года: режиссер Виктор Новацкий, фольклорист Дмитрий Покровский — и художник Ирина Уварова» (сайт Новой)
Уварова 2.jpg
Collapse )
В статье о театре Вахтангова, о постановке «Принцессы Турандот», Ирина написала что-то типа «в то ужасное, безнадежное, тяжелое время...» Наталья Владимировна сказала тогда своим мягким, как бы извиняющимся голосом: Ну что вы, Ира! Как можно так говорить? Это было такое прекрасное время, мы были так счастливы! - «мы» были провинциальные девушки, приехавшие учиться в Москву. Они жили в ледяных нежилых помещениях, в одежде, в которой приехали, на голодном пайке — но они учились, они бегали на встречи с поэтами, на диспуты, на спектакли, может на ту же «Принцессу»... Ирина задумалась...
Много позже, после войны уже, Н.В. ездила в Ленинград в служебную командировку. Тогда были карточки, но были и коммерческие магазины, и конечно были места для особых людей, ведомственные столовые. - Без карточек продавали только мороженое, - говорила Н.В., - в обед я покупала стаканчик...
china

МИР - ТЕАТР

Картинки с выставки.
медсестра
Пиросмани они же и открыли.

на выставке

выход с выстаки
Выходим с выставки сквозь волшебный занавес. Театр здесь при том, что многие художники из тех, кто на выставке, подвизались в театре, Кирилл Зданевич, напр. Тем и кормились, как многие.
china

МИР - ТЕАТР

Еще немножко забавных картиночек из Музея Архитектуры им. Щусева. Сначала мы пытались запомнить авторов, потом бросили. Пресловутый Гонзага представлен зарисовками с его декораций, сделанными наверно крепостным художником в размере А4. Сами декорации сгорели давным давно.
Это часом не он? Классный наверно был спектакль. Надо было записывать! Герои вламываются в склеп. Видите шкилеты, поросшие бурьяном? Справа сфинкс, вдали похоже Вавилонская башня...
мир ---- театр

мир ---- театр
Или вот эта прелесть, например, чья? Начало прошлого века или ближе к середине? Конечно, хотелось бы побольше модерна, авангарда и конструктивизма...
Collapse )
britain

АРФА БРИТАНИИ

Два майских шекспировских номера, за 14 и 16 год. Почему в последнем в середине изображен вместо Шекспира актер Нэд Аллен, с бородой, в шляпе и фрезе, наверно, знает редакция.

две обл.jpg

ЕГО СИЯТЕЛЬСТВУ
ГРАФУ РЕТЛЕНДУ (письмо второе)
От лицедеев труппы Лорда-камергера

Как Ваша Светлость изволили приказать нам «писать без реверансов», совершенно справедливо, конечно, последний секретарь Вашей Милости пишет красивше нас, то кстати про секретарей осмелимся довести до Вашего Сиятельства, что эти господа ходят к нам на представления, и мы конечно им охотно выписываем контрамарки даже на хорошие места, а они потом докладывают Вашей Милости, что наши актеры отступают от текста, пропускают реплики или вставляют что не было написано. Актер, он такой, можно сказать, эмоциональный, как ухватит настроение публики, вдохновится, так и понесет его, сам себя не помнит, бывает, реплику вставит из другого спектакля, но мы такие случаи всегда прорабатываем, даже штрафуем за отсебятину.

Collapse )

Продолжение следует
bearberry granny

лытдыбр

Вчера были в театре «Сфера» на второй премьере спектакля «Фиеста». Не убоялись даже дождя. А он кстати перестал, было даже довольно тепло, и мы успели вернуться, и только тогда опять пошел. Театр маленький, очень удобный, только снимать не очень получалось, мы сидели высоко, но зато главная фишка оформления — зеркало вместо задника — отлично работала.

11 июня сфера (8).JPG
Спектакль воспринимается не однозначно. Кажется, старина Хэм не очень влезает на сцену, и вообще не слишком актуален. Мы-то помним эту бомбу! Каждый выпускник литинститута написал тогда по роману в рубленых репликах ни о чем и с подтекстом, которого не было. И хемингуэевский свитер, мечта мальчиков и девочек, неосуществимая за отсутствием подходящей пряжи (и любой вообще)... черт, невольная слеза. Ностальгия...

Collapse )
britain

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Еще раз вспомнить театр...

Петрушка.jpg
Эту книжечку я уже показывала, но про нее не рассказала.
На 40 страницах петита в 1/64 листа (обложка похоже Добужинского) по случаю постановки в 30 году балета Фокина в Москве, без всякого отношения к авторским правам Фокина, Стравинского и Бенуа, рецензент В.Ивинг душу отвел — сколько лет он не имел возможности печатно поговорить о чем хочется, а хотелось о гностицизме? Темен жребий русского интеллигента, сказал бы Васисуалий Лоханкин. Конечно, я сразу забеспокоилась, как беспокоюсь о судьбе всякого персонажа, упомянутого в 30-е и раньше... Не, все в порядке: Виктор Петрович Ивинг (настоящая фамилия Ивано́в) (7 ноября 1888, Петербург — 8 сентября 1952, Москва) — русский советский балетовед, театральный критик, педагог. Кандидат искусствоведения (1944). Сам в балете танцевал, преподавал. Все хорошо, что хорошо кончается. Дальше конспект рецензии. Перед гностицизмом неизбежен марксизм:

В старой структуре нашего балета нашла своеобразное отражение монархическая иерархия... С одной стороны — прима-балерина... целая лестница персонажей, имеющих право индивидуализировать танец; с другой — бесцветная масса кордебалета, которому, наоборот, вменяется в обязанность строгая однородность движений. Кордебалет — только фон, как «народ» - только фон...
Характерные черты буржуазной психологии того времени — индивидуалистические настроения, которые, как мы знаем теперь, имели чисто классовую подоплеку... В философии Ницше нашла отражение мораль победившего класса... здесь переносились в область философии экономические предпосылки буржуазного строя (свобода конкуренции и свобода эксплуатации).
Collapse )
Рецензент выпутался из трех сосен и перешел к существенному, к работе Фокина, Стравинского и Бенуа. Тут все понятно и разумно. Но...

Бенуа.jpg
Бенуа тонко чувствует эпоху... Для него Петербург прежде всего «город-призрак, полный призраков», «неестественный» город, возникший на болоте по прихоти Петра I (забываются совершенно естественные потребности русского торгового капитализма, издавна искавшего на Балтийском море удобного порта)... Словом, это прежде всего «больной» город...
Но прежде всего необходимо сказать несколько слов об а атмосфере, в какой создавался «Петрушка». Это было время реакции после неудавшейся революции 1905 года.
«Настроение отчаяния, - по словам Н.И.Бухарина, - овладевает массами или группами после крупного поражения в классовой борьбе... на этой почве — разложение, отчаяние, надежда на чудо, призыв к бегству от людей, устремление взоров к небу...»
Даже и Бухарина простили. Или забыли... Наконец-то рецензент вступает на знакомую тропу, с которой уже не сбивается.
Автор либретто... если судить по «Петрушке», не чужд гностицизма.
Бог, по учению гностиков, не первопричина всего сущего, а только демиург, как называли греки ремесленников, только грубый и неискусный работник, воплотивший в жизнь чужой замысел и исказивший его.
Ясное дело, такой мир мог сотворить только бог-недотепа. И рецензент предоставляет слово носителю конечной истины, Мережковскому, не ограничивая последнего во времени (в печатных знаках):
Collapse )
Балет «Петрушка» мы с Таней два раза начинали смотреть по ящику и не досмотрели — скучно. А там вся сила, говорят, в пляске кучеров...
china

ПО ТУ СТОРОНУ

Еще раз вспомнить театр... когда еще теперь попадем...
Необходимо уточнить! Дом Булгакова - это площадка, а театр - это ARCADIA-театр!
Какие молодцы! Что бы у них еще посмотреть?
балаган (55).JPG
...Дракула!!! Что, страшно?...

театр, дом Булгакова, спектакль "Балаган"
Ужасный кровопийца зацепился хвостом плаща где-то за кулисами... жертве придется как бы нечаянно подползти поближе...

Collapse )
балаган (81).JPG
Все не поместились...
bearberry granny

лытдыбр

Вынуждена снова РЕКОМЕНДОВАТЬ, и снова ГОРЯЧО!
Спектакль "Балаган" в Доме Булгакова. По пьесе неизвестного (нам по крайней мере) американского драматурга. Говорят, они там все перекроили, и получился НАСТОЯЩИЙ БАЛАГАН! Очень удачно получилось, что мы совершенно не знали в чем там дело.

балаган (16).JPG
Театр обретается в бывшем коровнике. Директор (слева, Ренат Кадыров) проводит кастинг.
Красотка не устраивает режиссера... "Можно, я вам быстренько сбацаю Офелию?"

балаган (23).JPG
Своего рода Джинджер и Фред...

Collapse )
Снято, из зала (с разрешения юной администраторши, хотя перед началом предупредили выключить телефоны и не снимать). Самые эффектные сцены не получились.
И великолепный текст, в плане бреда.
china

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Совсем-совсем последний раз про кукольный театр!
Прекрасная книга Н.Я.Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» у нас не наша. Живет больше 20 лет, но принадлежит Ирине (Павловне) Уваровой (Даниэль), подарена ей с большим уважением 24 февраля 1981 года в годовщину смерти Нины Яковлевны (и день рождения И.А.).


Ирина Уварова — искусствовед, теоретик театра, «Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения, Почётный Доктор Honoris Causa Академии Наук Молдовы, автор статей и монографий о кукольном театре, член Комиссии по творческому наследию Вс. Э. Мейерхольда». Энтузиаст кукольного театра. Это она возрождала у нас «Вертеп» и создавала фестиваль «Кукарт», редактировала одноименный журнал. И просто куклами увлекается.
Мы встретились когда-то в журнале «Пионер» и много там сотрудничали, с большим удовольствием. Пожалуй, даже дружили. Когда наступило время Больших Ожиданий, И.А. предложила нам участвовать в занятном деле. Маленькое частное издательство издавало модный журнальчик для нашей отечественной анти-Барби. Хозяин этого предприятия был горячим поклонником Уваровой, он готов был подарить ей целый журнал про кукольный театр. Ирина Павловна собрала первый номер (довольно небрежно), вручила нам материалы и книгу «Записки Петрушечника» и уехала по делам, во Францию, или в Америку. Картинки мы нарисовали (обложку не нашли, там должна была раскрываться дверка). Издатели отпечатали один номер на принтере, показали на книжной ярмарке, подписчиков не нашли, прикинули, что дорого, на том дело и кончилось. Не помню, к сожалению, как звали этого очень симпатичного человека. А у нас остались эти странички. И еще были куклы, которых мы тогда сшили, чтобы рисовать со знанием дела. Только мы их давно кому-то подарили.
Collapse )

А потом мы с Уваровой как-то потерялись. Одно время ей было явно ни до кого, потом кажется пару раз встречались, но тоже было не до того... Глядишь, еще встретимся. Тогда и вернем книгу.
Кукол иногда тоже делаем, к случаю:

china

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Чтобы покончить с закончить тему кукольного театра и «Записок» Симонович-Ефимовой, еще пара-тройка картинок и несколько цитат.

Записки петрушечника 13.jpg
Эта уникальная женщина была гимнасткой, пианисткой, скрипачкой, готовилась стать живописцем и писала картины (была двоюродной сестрой В.Серова, кстати), французский знала как родной, декламации училась у О.Э.Озаровской, своих артистов-кукол создавала одновременно со сценарием, и, судя по книге, была незаурядным искусствоведом.
И прирожденной авантюристкой.

«Со звонким треском вытряхиваем мы из длинного-предлинного чехла двадцать палок, из которых складывается балаган. Вырастают на этом остове легкие, красивые драпировки, подымается вышитый цветами портал. Два-три движения уделяется на устройство некоей гармонии в зрительном зале – передвинув то, убрав с окон это, заслонив электрическую лампу перед театром... Публика тоже в это время устраивается. И вот наш кукольный театр в гостях у Жизни...

Collapse )
Есть области, куда входить имеет право только кукольный театр Петрушек.
Это – целые миры. Мир больных и мир обездоленных.
Дети (беспризорные сироты) в лохмотьях, которым нет названия, одна нога босая, другая замотана тряпками, лицо, как и лохмотья, серое – и от грязи и от худосочия. Это даже не нищие: просить – это уже работа, квалификация, положение в обществе...
С какими мыслями им смотреть на сцену, где резвятся их человеческие братья, которым больше повезло в жизни, условия существования которых от них так далеки, так далеки?...
Совсем другое дело – куклы!»