china

АКТУАЛЬНОЕ

Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода...


И ничего с этим не поделаешь. «Были вы когда-то велики, но умалились» - у Грина говорит Тави Тум. Вот и юкагиры. В древности (VII тыс. лет до н.э.) жили они на востоке от Енисея и на Саянах, говорили на изолированном (палеосибирском) языке, жили с ними там финно-угры, самодийцы. И дружно вместе создавали культуру неолита. Назывались они по-другому, например, одулы — примерно значит «могучие».



В 2010 году их было 1596. Это еще много! В 1926 — 443! в 2011 году:
1. Не удалось выявить ни одного юкагира, занятого в традиционных отраслях хозяйствования, хотя некоторые мужчины говорили, что иногда охотятся или рыбачат в свободное время
2. Большинство опрошенных юкагиров не имеет представления об обрядах и обычаях своего народа и не располагает знаниями о родном фольклоре
3. Среди опрошенных юкагиров Среднеканского района не было ни одного, у которого до третьего колена предками были только юкагиры
4. Опрошенные юкагиры старшего поколения не помнили юкагирских сказок, но знали имена сказочных персонажей
5. Юкагирский язык находится на грани исчезновения, так как из 69 юкагиров только 6 владели им (а язык состоит из двух диалектов!)
И никто из них не мог хотя бы пересказать коротко сюжет предания о герое Эдилвее - «о человеке, смалу терявшем свою душу и возрождаемом мудрыми целителями-шаманами».
И вот опять распутье — рассказать сначала о страданиях и подвигах Эдилвея, или о подвиге поэта Анатолия Преловского, создавшего книгу «Северный эпос»?

А начинались их жизненные пути почти одинаково:
Преловский: В 1938 году в сталинских застенках были замучены отец мой и дядя. Мать, беременную братом, выгнали из Иркутского мединститута, и она весной 1941 года повезла нас в Якутск — к братьям и матери, чтобы спасти детей и спастись самой. Среди якутских казаков того времени царило двуязычие, и я, помню, без всякой натуги заговорил по-якутски. Правда, до юкагирского еще далеко...

Народного героя Эдилвея первоначально назвали Идилвей, по-русски примерно Недоля, чтобы злые духи не соблазнялись. Мальчик подрос, и когда его дома не было,

Чачинцы ночью врасплох напали:
мать и сестру его зарубили,
в схватке отца его закололи
и обезглавили. Тело бросив,
голову взяли с собой, чтоб дома
жертву богам принести, - и это
мальчика так потрясло, что душу
разум и чувство он потерял...
china

КНИГИ

Эпизод из жизни Ларисы Р.

Из уютного провинциального городка Лариса решила вырваться любой ценой. её мечта была — Кельн. Чтобы переехать в Кельн, нужна была работа именно в нем. И для аборигена не просто, что уж говорить об инородцах. Путь, кажется, был один: найти посредника, жулика, который за деньги устроит рабочее место, какое — перебирать не приходится. Знакомые помогли найти посредника, он предложил единственное, что мог: работу в ночную смену на мясокомбинате. За это она должна была ему 7 тыс. евро. Но ей так хотелось!
И поехала она на встречу со всеми своими очень дурными предчувствиями...
Кошмары начали сбываться прямо в метро. Напротив нее оказался подросток очень странного вида.
Стоило ей встретиться с ним взглядом, как он начал дергаться, кривляться, указывать на нее, лицо у него свело гримасой. Немного погодя затих, потом все повторилось. Она старалась смотреть на него дружелюбно. Тут рядом с ней садится немолодая, грубо накрашенная тётка (немка, естественно). Псих перенёс внимание на нее. Она на него рявкнула, он заржал, тыча в нее пальцем. Эта особа повернулась к соседке, наверно хотела выразить возмущение - «И тут я, вместо того, чтобы нацепить на себя каменное лицо и не вмешиваться... вдруг улыбнулась этому парню. Мне просто захотелось как-то успокоить его». Баба подняла хай, решила, что они над ней вместе издеваются, призвала на помощь других пассажиров. Лариса ушла от греха подальше, забилась в уголок, закрыла глаза... и услышала русскую речь...

Поверить невозможно, но напротив сидела знакомая, бывшая сотрудница Детгиза!

Дальше-больше. Две женщины ехали до той же остановки. Они вышли вместе с Ларисой и увидели, с кем она встречается.

- Ты зачем с ним связалась? Он тебе маклерские услуги предлагает? Ни в коем случае никаких денег не отдавай. Ни денег не увидишь, ни работы!...

Ужинала она у русских друзей. Вечером пришел муж, дизайнер в немецком издательстве.
Уезжая, она шептала: «Дядечка Кёльн, возьми меня к себе...»

Едва на другой день она вышла на постылую (хоть и не на мясокомбинате) работу, ей позвонили. И пригласили в редакцию Восточной Европы одного из крупнейших немецких издательств. В русский отдел.

Это было то самое идеальное издательство, чей основатель приезжал на самокате в потрепанной майке.
Ночью, засыпая «я вдруг увидела рядом с собой парня с большими белыми крыльями... в этот момент он повернул ко мне свое лицо и, резко выбросив крыло в мою сторону, словно указывая на меня, стал стал деланно смеяться и кривляться. Потом лицо у него свело судорогой, и я узнала того мальчишку, с которым ехала в одном вагоне...»
china

КНИГИ

Еще чуть-чуть лингвистики из «Философского парохода» Ларисы Румянцевой.

Ей наконец повезло просто фантастически. Она встретила знакомых, и вот уже она завредакцией в интересном, концептуальном, только что возникшем издательстве. Издают они популярные книги по искусству, Лариса горит на работе, у нее проблемы с рукописью «Барокко», она раскладывает на полу «синьки» и ползает на коленках, вылавливая ляпы, рабочий день давно окончился, вдруг она замечает, что в дверях кто-то стоит. Поднимает глаза и видит парня в потертых штанах и линялой майке, незнакомого. - Привет — привет, она надеется, он поймет, что ей не до разговоров. То-се, он не уходит. - Ты какой язык ведешь?
- Русский.
- Скажи что-нб по-русски!
- Зачем?
- Хочу послушать, как звучит русский язык.
- По разному звучит...
- Ну, скажи что-нб по-русски, тогда я уйду и не буду мешать.
- Ладно, тогда послушай про жирафа.
И она ни с того ни с сего читает ему отрывок из Гумилева:
«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колена обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф».
- Это явно не про жирафа. Слушай, а русский язык так красиво звучит, оказывается.
Она поясняет, что все зависит от текста и кто его произносит.
- А вот я тебе другую русскую тираду выдам: «Ну, ты, чё, в натуре, не понимаешь, чё те говорят русским языком? У меня дел по горло, а ты, блин, приперся на хрен...»

Так Лариса познакомилась с основателем, владельцем и директором лучшего в мире издательства.
china

КНИГИ

Книги, которые мы читаем

Лариса Румянцева
Философский пароход

Арт Хаус медиа, 2019
Москва

Эту книгу нам придется вернуть через пару дней. Нам ее дала на время Инна Шустова, ей дал почитать один ее знакомый, а написала её наша общая знакомая, Лариса Румянцева. Инна с ней много лет работала и дружила в Детгизе, а мы как-то недолго, но отлично поработали с ними обеими и с прекрасным художественным редактором Ордынским. Отличная тогда получилась книга!



А эта книга — одновременно Одиссея, Хождение по мукам и еще что-нб, и все с такой улыбкой (фото с последней стороны). Метро Красные ворота, Детгиз помещался в переулке слева, а сзади какой-то великий собор, наверно Кёльнский.
После непростой, временами тревожной, но всегда творческой работы с лучшими писателями страны — Лариса была литературный редактор — бред и растерянность перестройки, отчаянный бросок в Германию со школьным запасом языка, преодоление чужой среды, творческая работа (за троих мужиков управлялась») в идеальном издательстве, крах издательства, возвращение, радость и ужас процветающего Хама, решение об отъезде...

«Услышав несколько слов из уст собеседника, узнав интонацию, с какой они были произнесены, уловив легкий говорок, мы практически сразу можем определить степень его образованности, происхождение... Встретив грибника в лесу, одетого как в страшное чучело на огороде, и перебросившись парой слов по поводу отсутствия грибов по причине засушливого лета, мы почти безошибочно записываем его в разряд интеллигентов, то есть людей, занятых умственным трудом. Но вот индивида в роскошном элегантном костюме, как только он открывает свой рот, мы вдруг мысленно причисляем к плебсу... Одно крохотное замечание, уклончивый ответ, молчаливое согласие с каким-то чуждым для нас высказыванием — и портрет незнакомца почти готов.
В чужой стране часто мы теряем эту способность — незнание речевых нюансов, слишком лобовое восприятие языка, непонимание многих реалий чужеземной жизни, которые впитываются с молоком матери, делают из нас полуслепых котят. М ы начинаем философствовать со случайно попавшим в эту компанию слесарем-электриком, который вовсе не расположен этого делать, более того, понятия не имеет о замечательном мыслителе N, чьи идеи мы на этот момент пытаемся воспроизвести».

А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят, но что остановит русскую (наполовину)
женщину! Она еще не одну гору свернет, тем более у нее замечательный муж и замечательный сын, дай им Бог всего лучшего!
china

АКТУАЛЬНОЕ

Знал он все. Знал, что за ним придут в юрту, в 37-м, в сапогах, с усмешками...



«Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после векового мрака ты, Хан-Алтай, впервые был освещен восходящим солнцем, как загорелись тогда твои причудливые скалы и как заблистали тогда твои изумрудные ледники! Как зацвело и затрепетало все вокруг, сливаясь в одну сплошную музыку, в один нескончаемый чудный аккорд природа ликовала… Божья песнь, как волосяная струна, прозвучала тогда и наполнила тебя музыкой природы грохотом водопадов и шумом бурных рек. И полилась та музыка через горы и стремнины, через цветущие и благовонные долины. Взбивая пену о громадные камни, неслась бурливая красавица Катунь. Шумели водопады, окрашиваясь радугой и серебряными нитями обвивая уступы скал твоих, Хан-Алтай!»
Вы знаете, меня обвинили, судили в разных злодеяниях против политики Советской власти больше по кляузам и доносам (злых духов). Меня два-три раза доставляли на Красный суд. На суде много было народу и много обвинений против меня. Говорили, что я получаю письма из Японии (читал их Николаю Козлову и Амыр-Сане), что умышленно не пишу картины, не уважаю, не признаю Советской власти и многое другое, и все некрасивое, грязное, и бессмысленное, ничем необоснованное. На суде я, благодаря своему прямому характеру, сказал в защиту себя речь, в которой открыто и красочно рассказал много о своей работе в Каракоруме, об аресте моем при Колчаке два раза, про тюрьму, и как из тюрьмы я уехал в Монголию, спасая свой художественный материал, в Танна-Тува с двумя сыновьями, оставив на произвол судьбы жену и дочь, как я вернулся обратно на Родину — Алтай... Суд закончился и вынес мне оправдание...»

Второй суд закончился иначе.
https://zen.yandex.ru/media/napishi_shedevr/jilbyl-hudojnik-grigorii-gurkin-5d9b0d4da06eaf00aeaac0c8
china

АКТУАЛЬНОЕ

Ох, Родина! Смотри, пробросаешься!

Григорий Чорос-Гуркин — так он себя называл.
Григорий Иванович родом был из села Улала Бийского уезда, происходил из древнего алтайского рода «чорос». Начинал учиться у «богомазов». От образов на иконах быстро перешел к образу природы диковинного горного Алтая.
Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Добрался до Петербурга, но в Академию художеств его не приняли. Но принял его старый, одинокий, очень больной Шишкин, взял в свою мастерскую. Учителю и ученику Бог дал провести всего одну зиму - зиму 1898 года.

«Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной».

Так и умер учитель у мольберта, на руках ученика 8 марта 1898 года.
Григорий мечется, уезжает на Алтай, возвращается в Петербург, и наконец навсегда на Алтай. И потом напишет более пяти тысяч произведений, перенесет на полотно могущество тайги и контрасты суровой природы. Доберется до самых дремучих уголков своего края, увидит прорывы света меж снежных гор. Он начнет собирать народный эпос, сказания, легенды, песни, изделия народного творчества.


Хан-Алтай. Григорий Чорос-Гуркин.

«По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор».
Знал он все. Знал, что за ним придут в юрту, в 37-м, в сапогах, с усмешками. И поведут как японского шпиона. Ну и что, что написал 5000 произведений, не разгибая спины. Ну и что, что жил в юрте, на краю деревни. Ну и что, что не знал японский язык. Ну и что, что в Японии никогда не был. Высказывал же в первые годы Советской власти разные вольные мысли. Жил в Монголии несколько лет, знался со странными личностями.
china

АКТУАЛЬНОЕ

НЮРГУН БООТУР Платона Ойунского. Еще немножко о нем.

Книга о богатыре Нюргуне, огромная и богатая, могла быть вдвое меньше, а могла и больше. Все зависело от возможностей исполнителя и слушателей. «По размерам олонхо Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных. В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, а по длительности исполнения. За основу принималось исполнение в течение одной ночи».
Один знаменитый олонхосут пел (если слушателям не надо было на работу) по две-три ночи. А были олонхо и на неделю...
Продолжительность можно было увеличить за счет увеличения описаний: пейзажей, красоты героев, доблести коней, схваток, судьбоносных космических боев, обстановки юрты, включая отдельные предметы, без конца нанизывая сравнения и украшения; все эти метафоры в почти готовом виде «витали в воздухе олонхо». А можно было вводить побочные сюжеты из других эпопей — было бы время у слушателей.
Не очень-то тут заснешь:

С утра дó ночи – день за днем.
Мертвой хваткой за горло душа,
Бедренные кости круша,
Били друг друга в темя и в глаз,
Collapse )
Перестали видеть друг друга бойцы,
Стали тьму пустую хватать,
Лягушками шлепаясь на животы,
Жуками торчмя торчать…

Платили исполнителям мало, натурой: кусок мяса, зерно, немного масла. Как и шаман, олонхосут исполняет произведение один, без музыки. Монологи героев он поет, остальное декламирует быстрым речитативом. Песни героев стараются петь басом, молодых героев — тенором, богатырей абаасы грубым корявым голосом, героинь-шаманок — мелодично; кроме того, есть родители героев, мудрые старцы, вещие кони, птицы и звери. Чем больше разнообразия, тем больше успех!

А если вам кажется, что всего делов -
Это пользоваться чужими словесами (В.Маяковский),

то вспомните плагиатора Гомера. Тоже одни общие места.
china

Возвращаясь к опубликованному.

Увы, не все исторические документы одинаково интересны. Но что-то из них можно извлечь: как быть с отпущенным на волю хамовым семенем.
Еще вопрос. Софья Ивановна мужу сестры приходилась свояченицей. Когда он овдовел, она стала его женой. Житейски, по-человечески, это естественно: кто же детям ближе тетки? Но российский закон это запрещал. Или запрещен был только церковный брак? Такая история есть у Лескова. М.б. они венчались как лютеране, и этого было достаточно, чтобы дети считались законными?

Дедушка стал приводить хозяйство в порядок: поправлять постройки, заводить сельския орудья; через годика два было получено дворянам разработать устав для освобождения крестьян. Дедушка, конечно, попал тоже в это комитет; он был самым толковым, самым горячим работником: всем разъяснял дело, всех воодушевлял. Когда свобода была объявлена, он был выбран мировым посредником. Это было трудное дело, так-как крестьяне смотрели на него недоверчиво, не соглашались идти на выкуп, надеясь, что Царь им подарит землю. Со стороны помещиков мировой посредник тоже встречал сопротивление: они, не хотя уступать свои земли, всеми мерами пытались прижимать крестьян. Дедушка ваш в этих случаях был очень ловкий человек: он знал соблюсти закон, положенный в уставе, наделить крестьян тем, что им положено в уставе, а помещиков умел так настроить, чтобы они умели выказывать более гуманности. Много приходилось ему быть в разъезде, но коль скоро возвращался домой, сейчас принимался за свое хозяйство, а тут ему приходилось много трудиться и очень обдуманно действовать. Крестьяне, выпущенные на волю, старались воспользоваться тем, что помещик нуждался в их труде и запрашивали непомерную плату за свой труд, а большею частью совсем отказывались наниматься у помещиков. Так дедушка добыл четырех старых калек-работников и с ними обработывал свои поля, луга, но он все-таки их обработал и добыл нужный кусок хлеба. Крестьяне, увидав, что он не унывает, а им нужны заработки, стали являться к нему с своими услугами. В это самое время он стал хлопотать о нуждах крестьянских, поспешил открыть школу, отвел для того помещение в своей усадьбе и пригласил рыжковских мальчишек, чтобы их учить грамоте.

Collapse )

Еще об одном прекрасном качестве души вашего дедушки надо упомянуть; он был необыкновенно человеколюбив и сострадателен, очень любил детей, и вот он принимал к себе в работницы женщин со своими сиротами: мать этих сирот работала, а детей он кормил. И как много было всегда этих детей у него во дворе: человек по 15-20; выростали они у него, делались людьми самостоятельными, а на их место уже набирались другия дети, а он душевно радовался над ними.

Вот почему Варваре Дмитриевне не жилось в Морево! В доме хозяйничали наглые матери-одиночки, бездельничали, воровали, в кухне, в доме, во дворе шпана крутилась. А еще Адольф Иванович, царство ему небесное, требовал, чтобы старшего внука к нему привезли насовсем. Прямо Лев Толстой! И школы заводил!

Вот я вам рассказала про вашего дедушку, чтобы он служил вам примером, чтобы вы старались сделаться хорошим человеком. Вы также должны стремиться сделаться хорошим человеком и тружениками на свете.
Бог нам указал такую задачу на свете: трудиться столько, сколько есть сил и способностей, любить ближняго и ему помогать, а чтобы сделаться таким человеком, послушным воле Божией, вы с детства должны слушаться родителей: они вас учат добру и запрещают поступать дурно. Учитесь прилежно, чтобы многому научиться и сделаться полезными другим людям, любите и почитайте родителей, своих братьев и сестер, чем старше будете становиться, тем более будете находиться в обществе других людей; ко всем должны питать расположение и готовы всем служить.
Не бросайте эти листы, сохраняйте их, от времени до времени читайте их: они вас поведут к добру.
bearberry granny

Возвращаясь к опубликованному.

Пришлось еще немного заняться семейными делами. У кузена нашлась еще маленькая тетрадочка - записки... Кто читал "Записки прабабушки", может быть помнит свекровь героини, "слепую старушку Софью Ивановну", мачеху мужа, Павла Адольфовича. Добрую, но похоже бестолковую...
Записки на нескольких тонких страничках, уложится в две вордовских. Ничего занятного, никто не шлепается на паркет или в лужу, не флиртует с гусарами.
Время интересное, освобождение крестьян, Адольф Иванович весь в делах, но ничего конкретного извлечь не удается: она молилась на супруга и внукам заповедала. Бывало и такое в семьях.

София

25 февраля 1897 г.
Морево.

Милые мои внучата!
Хочу я вам порассказать кое-что о вашем покойном дедушкеи Адольфе Ивановиче, которого вы к сожалению так мало знаете, но с которым вам познакомиться, хотя и после смерти его, необходимо и полезно, так как он был человек, выдающийся по своему уму и душе. Прочитав мой разсказ и распросив папу своего об нем, пусть он будет вам служить примером человека, который понял задачу жизни на этом свете, чего Бог требует от каждого человека. Бог требует от человека, чтобы он трудился, сколько есть у него сил и чтобы он любил своих ближних, всех людей, как самих себя, им быть готовым всегда служить и помогать.
Вспоминайте об нем, об его заслугах, старайтесь подражать ему, старайтесь быть такими же трудолюбивыми и старайтесь о пользе других людей. Постараюсь припомнить и сообщить вам заслуги вашего дедушки, чтобы вы его крепче любили и уважали. Он был примерный сын уважал свою мать и хороший отец. Ко всем людям он был ласков, добр, готов служить всякому без различия и многим, многим он помогал, очень много людей, которые за его молились и почитали своим благодетелем.
Ума он был недюженнаго, работал так, как не многие работают, не щадя своих сил. Учился он в Петербурге в гимназии, хорошо, там же прошел университет, после чего определился в Оренбург чиновником особых поручений, при тамошнем губернаторе графе Перовском.
Тогда дело было там довольно трудное и замысловатое: устроить быт башкир. Дедушка ваш много тут работал, его светлая голова понимала хорошо дело; он очень был полезен правительству, притом безусловно гуманный, старался и народ этот устроить хорошо. После того он перешел в Петербург, поступил чиновником в собственную канцелярию Его Величества Николая Павловича. Тут взваливали на него громадную работу; большею частью чиновники хватали только чины и отличия, а он находился в числе тружеников, которые обрабатывали все дела. В Петербурге он женился на вашей настоящей бабушке, моей сестре Нине Ивановне. Она была слабого здоровья, для нея желательно было переменнаго воздуха, он тоже не был доволен своим пребыванием в Петербурге, стремился в деревню, заняться хозяйством, кроме того, приютить у себя мать; итак, после рождения своей первой дочери Ольги Адольфовны он покинул службу и поселился в Мореве, которое купил; я поехала с ними, чтобы ухаживать за сестрой; мать и незамужняя сестра его с племянниками сиротами тоже приехала. И так, милые мои внучата, тут началась главная деятельность вашего дедушки. При покупке Морева крестьяне еще находились в крепостной зависимости.

Продолжение следует
china

АКТУАЛЬНОЕ

Шаман не забыт!
Мы отвлеклись от темы, потому что у нее нашлось множество побочных самобытных волнующих тем. Поистине далеко распростирает шаманизм руки свои (крылья) в дела человеческие!
Сейчас этому увлечению будет хорошо. Шаманизм становится привлекательным туристским брендом, стоит только посмотреть, что выпадает на запрос — великолепные народные ансамбли в колоритнейших костюмах, с рогами и косами. Тувинцев с горловым пением включают, слышали, в рок-ансамбли, наверно и бубны тоже. Не знаю, как процветают международно прославленные ансамбли «Березка» и пляски Моисеева, но их уже все видели. А что Россия — родина шаманов, это спокон веку известно. Путешественники отображали для увеличения тиража.


Гравюры XVIII века отозвались на «ительменских шаманок», помните, на Камчатке если у мужика проблема, он идет к бабе, да хоть к своей жене...
Кто тут баба, кто мужик, угадать трудно, но меня очаровало изображение шамана в позе Людовика XIV на знаменитом портрете.

Недаром слово это стало международно принятым научным термином, теперь и голого африканца называют шаманом.

Насчет женского шаманизма помню, читала как-то журнал о жизни в Корее (в северной, конечно). Был там раздел о религиях — «В Корее существует несколько разных религий. Буддизм, Христианство, Конфуцианство и традиционный шаманизм являются главными религиями в Корее. Христианство, как было сказано в этой статье, скорее экзотика, существует в виде энергичных протестантских сект, главное, чтобы богослужение было недолгое и впечатляло. Поскольку люди обращаются к вышним силам с простыми понятными нуждами — здоровье, удача, деньги — то, как там было написано, после того, как Будда не помог, могут пойти и в церковь. «Как западный человек после всех врачей обращается иногда к шаману».

В Корее шаманство женское дело, и в журнале был рассказ одной дамы — как она чувствовала призвание и приставала к тетке, чтобы та ее посвятила, но тетка не соглашалась, жалела ее. Но когда племянница начала безвылазно болеть — что поделаешь, посвятила. «И я станцевала на саблях и теперь могу лечить и предсказывать».

Вот Ельцин, говорят, ездил к шаману. В Туву, наверно. Один знакомый, хороший писатель, там лечился от пары-тройки зависимостей...



Казахская шаманка, или по крайности чародейка. Все приметы налицо: подвески, побрякушки, корона (не железная, но ведь и не золотая), на ней пучок перьев ФИЛИНА –обязательно. Правда, кажется, тут нестыковка, это девичий аксессуар, а незамужним шаманить не разрешалось.


Так насчет бренда. В 70-х еще сестра наша вывозила коллекцию Дома Моделей Алма-аты за границу в Болгарию. Она первая стала использовать этнических манекенщиц, вот так-то! И коллекция была по мотивам... Звездой у нее была красавица Лида Аймашева, у нее волосы были до лодыжек, и в завершение показа она вытаскивала шпильки — зрители ахали. Бонус такой. А в Болгарии показ проходил под открытым небом, и ближе к вечеру, и ветер был — и вот когда эта шевелюра взвилась флагом, пронесся вопль: шаман, шаман!
Кстати, можно будет и настоящих казахских шаманов вспомнить. С кобызом.