Category: россия

china

АРФА БРИТАНИИ, ФЛЕЙТА КИТАЯ

Приключенческий исторический роман в виде блога (оригинально, правда?)
Рассказ о событиях, которые произошли или вполне могли произойти в середине V века н.э., в грозную эпоху Переселения народов, когда рухнули три великих царства — Китайская империя, Римская империя и царство великих и ужасных гуннов, когда одни народы исчезли, словно и не были, а другие возникли и создали мир, в котором мы живем...

Аланы на переправе.jpg
Заканчивается действие битвой при Каталаунских полях, 451 год, Франция.
Главная сюжетная линия — любовь сына короля Артура и дочери китайской принцессы.
Среди героев — Мерлин и Фея-вопрошательница, Аттила и Аэций, Пещерный медведь и другие звери, герои-воители разных племен и народов, мудрецы и поэты, ханы и цари...
В отступлениях автор рассказывает о себе, о своих родственниках и знакомых, о погоде и обо всем вообще (как Пушкин в Евгении Онегине).

Часть первая. Оглавление. Книги 1 - 8, 25 января 2013 - 13 окт. 2015
Collapse )

Оглавление. Часть вторая
Книги 9 - 15 окт 2015 - июль 2017
china

АКТУАЛЬНОЕ

Вернемся к нашим юкагирам.

Расскажем вкратце о дальнейшей жизни Бедолаги — судьба назначила его Народным Заступником, Могучим героем, Эдилвеем.
Как предчувствовала покойная мама, сыночек возгордился, хозяйство забросил, увлекся боевыми играми, убил кого-то не очень честно... Совсем запутался, чуть не погиб, снова пришлось шамана звать...
О нем есть второе и третье сказания, а Четвертое сказание об Эдилвэе Г.Н. Курилов назвал «Эдилвэй в старости», а надо бы «Эдилвэй, утративший силу».

Четвертое сказание посвящено решению этических проблем. Эдилвэй воюет с извечными врагами, чукчами. Он отделяется от родичей, чтобы отстранить их от вражды, принимая все на себя. Чукчи, самый воинственный народ Сибири, с которыми русские завоеватели нахлебались крови, не прекращают нападения, и он убивает их одного за другим — 37 человек. У Эдилвэя есть родич, который живет отдельно от всех на горе Ирие, отгораживаясь от кровавых «черных дел» – ньялльэ, возможно, вообще никого еще не убил. Детей у Эдилвея нет, и этот родич — племянник старшей сестры, которая во время встречи на том свете «плакала и не вытирала слез». Но вот как-то племянник оказался.
Кажется, Эдилвей за долгую героическую жизнь наломал-таки дров, что характерно для великих героев. Хоть Геракла вспомним. Но теперь он убивает только воинов, нападающих на него. И тем не менее...

В какой-то степени бременем (хотя и не обязательно этическим пятном) на человека ложится всякое убийство, просто по своей злой природе. Убийство добычи на охоте не является этически предосудительным, тем не менее убийство живого остается – просто как насильственное лишение жизни – таким делом, которого лучше было бы не совершать при прочих равных. Если оно необходимо, совершать его можно и нужно, но лучше было бы не совершать по своей природе «злое» дело. А по природе своей «доброе» дело, при прочих равных как раз лучше совершить.

Разве не казуистика? И вот Эдилвей сражается с тридцать восьмым чукчей, и сил у него больше нет. Он призывает племянника (кого-то за ним послал, может ворона, может оленя), а пока убегает от чукчи. Силы у него совсем-совсем кончаются, богатырь бежит за ним по пятам и сколько раз мог перерезать ему подколенки, но хочет убить героя лицом к лицу...
china

Вот такое кино...

Павел Адольфович Герн
Мои воспоминания

Начну потихоньку публиковать записки Павла Адольфовича, прадеда, любимого и любящего супруга Варвары Дмитриевны. Из его текста кино не сделаешь - никто никуда не скачет, не падает то в лужу, то в снег. Серьезный был человек, очень ответственный, как его папа, о котором так трепетно пишет мачеха, София.
Так и будет: детство, отрочество, юность...


Я был слабым ребенком, вечно кашлял, постоянно получал насморк и ходил с распухшим красным носом. Мое слабое здоровье приписывалось чахоточной моей матери, которая умерла от чахотки, когда мне было 3-4 года. Детство я провел в деревне в имении отца «Морево» в Рожинской волости Духовщинского уезда Смоленской губернии; свободная деревенская жизнь мне была очень по душе, затем я пристрастился к сельскому хозяйству, в которое стал вникать с самых юных лет и уже с 10 лет принимал участие в уборке хлеба — возки с поля снопов, - наблюдая в поле за правильной и поспешной связкой снопов на гумно под сараи; и чем старше становился, тем сильнее пристращивался к сельским работам. Этим объясняется, что по окончании университета, я не пошел ни в присяжные поверенные как окончивший юридический факультет, а старался, что и удавалось мне, удалиться в деревню и заниматься сельским хозяйством.
Смутно восстанавливается, как однажды объявил мне отец, что через неделю он возьмет меня с собою в Смоленск для определения в гимназию. Я учился под руководством мачехи и признаться, познания были слабые и мачеха не сумела никакой предмет твердо заставить меня изучить. Лучше всего я был приготовлен по арифметике, по которой со мной занимался отец раза 4 в неделю; с ним я подготовлялся и по латинскому языку. В виду слабости моего здоровья в гимназию я определялся 12 лет и поступал прямо во второй класс. Отец мой в то время был членом Смоленской губернской Земской Управы и как то устроился так, что три дня жил в деревне в неделю, а четыре дня в Смоленске, куда ездил на лошадях по старой московской большой дороге и возвращался на них домой, пробыв в городе необходимые для дела дни. Такая служба, конечно, была только в то время — 1870 год, когда земская деятельность еще не захватила собой все отрасли хозяйства народного по губернии и не была так сложна, как в последующее время. Хотя отец мой считался, да и был одним из самых деятельных членов Управы, все же по несложности земской работы мог без ущерба уезжать на три дня из Смоленска и это каждую неделю; конечно исключение составляли зимние месяцы, а особенно время Земских Собраний и подготовка для них отчетов годового хозяйства.
china

АКТУАЛЬНОЕ

«Самый загадочный народ Сибири»... что тут загадочного? Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? У нас — третье, а у них — десятое.
«Юкагиры по ряду признаков попадают в самый центр уральских групп (ханты, манси)», но более монголоидны, а по сравнению с байкальцами европеоидны. Были они, как те и другие, охотники и воины. Первозданные одулы еще обитают где-то на Колыме.
В культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт, (культ предков и шаманов, «вороний» эпос, жертвоприношения собак) — традиции охотников на оленей.


«В наши дни», пишет А.Преловский, «когда сохранение Природы стало насущным делом человечества», сохранение памяти человечества стало таким же насущным делом. Памяти доисторической, непреходящей! Улуро Адо, юкагирский поэт и фольклорист, собирал по кусочком сказание о Эдилвее. Читаем первую песнь о юности и возмужании Идилвея...
Повествование не включает отчет об устростве Мироздания, как в Боготуре Нюргуне. Весь опубликованный отрывок - о психологии взрослеющего подростка.

«Идилвей» - настоящая «энциклопедия юкагирской жизни». Типичное эпическое начало: набег соседей-врагов, гибель семьи, сиротство. Ребенка усыновляет дядя — кто же еще — но ребенок чуть жив и невменяем. Семья приглашает шамана.
Мы присутствуем на камлании: вот разводят огонь, нагревают бубен, Волмэ-шаман раскачивается, пританцовывает, поет «подражая орлу»:
«Где вы, летающие мои
духи невидимые? сюда!»

Вот он уже рычит медведем:
«Четвероногие духи, где
нынче скрываетесь? Вас прошу,
надо ребенку душу вернуть!»

Теперь он ходит по кругу, танцуя, тряся головой, поет своим голосом:
«Где вы, далекие предки, где?
вас, прародители, я зову:
Чтобы потомкам помочь, зову!»

Тут возникает отдельный любопытный сюжет...
china

АКТУАЛЬНОЕ

Потанин Григорий Николаевич — матерый человечище, что говорить!

Что это за «общество независимости Сибири»?
Образовали в Петербурге студенты-сибиряки.
Выступали в защиту «инородцев», против колониального гнёта. Действуя в контакте с политическими ссыльными русскими и поляками, «областники» готовили восстание. Рассматривая Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков — как новую сибирскую нацию, отдельные областники выдвинули лозунг отделения её от России или предоставления Сибири автономии.
Интересная идейка... и люди они были интересные.

Николай Ядринцев открыл Орхонские памятники, столицу Чингисхана Каракорума и столицу Уйгурского каганата в Монголии — Орду-Балык.
Прожил недолго, чуть за 50.
Их вот за что посадили: они хотели отделить Сибирь от России и образовать в ней республику по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов .

Серафим Шашков, литератор, публицист, педагог, историк, этнограф, знал несколько языков, новых и древних. Умер сорока лет.

Сибирский казак Федор Усов был секретарем Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Писал историю сибирского казачества. Умер в 48 лет.

Похоже, Потанин пострадал больше всех, другие высылкой отделались.

А что с идейкой-то?
В начале XX века «областники» размежевались на правое и левое течение (эсеровское).
В августе 1917 года в Томске приняли постановление «Об автономном устройстве Сибири» и даже утвердили бело-зелёный флаг Сибири. Первый Сибирский областной съезд постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Позже многие «областники» поддерживали Колчака.

В 1928 сибирские литераторы создали группу «Памир». В нее входил Леонид Мартынов. Интересный был поэт, очень выделялся среди средне-советского болота. На каком-то дне поэзии в конце 50-х я его видела. Писатель С.Марков — несколько одиозная фигура. Павел Васильев был расстрелян.

В конце XX— в XXI в Сибири вспомнили здравую мысль о «сибирской идентичности», в 1990-х в Сибири проходили выставки, на которых совмещались древние артефакты и работы современных художников.

Нигде не сказано, но мне кажется, и художник Чорос, и Красный шаман Ойунский пострадали из-за панической подозрительности нашей власти. Очень она боится сепаратизма и вообще всего живого и прекрасного.
china

АКТУАЛЬНОЕ

Прямо как витязь на распутье. Хочется писать о наших великих исследователях Востока и Севера. Дошла вслед за колобком до Потанина. Что же, о нем ни одного романа не написано?! Неужели так и конспектировать википедию? Ну и жизнь, ну и судьба...



Родился в 1835, в омской губернии, в семье из казачьей верхушки, но вскоре отец был разжалован в рядовые и арестован, мать умерла. Взяли в семью дяди, есаула казачьего полка — и тот умер! Но... приняли в семью генерала Мориса Эллизена, командующего казачьими войсками на Иртышской укреплённой линии, и учился с генеральскими детьми: русскому, арифметике, географии.
В 1846 году, 11 лет от роду, зачислен в Омский кадетский корпус, где подружился с кадетом Чоканом Валихановым, правнуком казахского хана Абылай-хана (безжалостного убийцы) и кузеном кровавого злодея Кенесары, к которому ездил с дипломатическим поручением Карл Иванович Герн, брат нашего прадеда А.И.Герна, и тут ненадолго сплетаются сюжетные линии — история, как немцы и казаки присоединяли к России Казахстан. Поляки тоже тут рядом.
Еще Чокан был племянником просвещенной воительницы Айганым, блиставшей на балах в офицерском собрании. Семья была искренне русофильская, Чингиз Валиханов ездил в Петербург, представлялся Е.В. и привез роскошную коллекцию казахских (киргизких, как тогда говорили) ковров и вышитых одежд.
О Чокане можно не писать.
Сам Григорий Николаевич в 1852 году в чине хорунжего был направлен в 8-й казачий полк Сибирского казачьего войска в Семипалатинск. В 1854 году участвовал в военной экспедиции в Заилийский край, когда и было основано «Укрепление Заилийское», позже «крепость Верная», потом город Верный, Алма-Ата.
Совсем родное, вторая родина:)

Даже и конспект великоват!
Collapse )

Но шаман не забыт! Ничто не забыто!
china

АКТУАЛЬНОЕ

Юрий Слепцов: «По преданиям, на борьбу с эпидемией оспы в Зашиверске встали шаманы»
Пишут:
"В полевой сезон этого года момским отрядом этнографической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН были обследованы ранее малоизвестные места проживания северных якутов в Момском районе в окрестностях с. Хонуу Чибагалахского национального наслега и в местности Зашиверск. "

Картинки у них красивые. И много интересного про якутов.
Интервью с этнографом по фамилии Слепцов. М.б. потомок или родственник Платона Ойунского, Платона Алексеевича Слепцова?

Там его помнят:
Имя Платона Алексеевича Ойунского присвоено:

Саха академическому театру;
Литературному музею в Якутске;
Аэропорт имени Платона Ойунского (Якутск)
улицам в населённых пунктах Якутии, в том числе в городах Якутске, Мирном, Нерюнгри, Вилюйске

В 1993 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) учреждена Государственная премия имени П. А. Ойунского, присуждаемая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры, которые получили широкое общественное признание и стали национальным достоянием Республики[4].
На центральной площади города Якутска установлен памятник Ойунскому.

Из Википедии.
У меня все про всех из Википедии, не думайте, что я умная.
china

АКТУАЛЬНОЕ

«Красный Шаман»

Нюргун-Боотур Стремительный.
Лежит передо мной огромная книга, роскошное советское издание, так издавали фольклор в 50-е, но эта издана в 82 году, переиздание 75 года, Якутское книжное издательство. 400 с лишним страниц двухколонного набора, 36 тыс строк.

Страшно трогать советскую литературу, из нее кровь капает. Даже из первобытной, архаичной, этнографической...

Платон Ойунский воссоздал на основе народных сказаний. И вот все о нем:

Родился в 1883 в «некоем наслеге, в некоем улусе», в нынешней республике Саха-Якутия.
Образование — учительская семинария и года полтора института В Томске, а дальше было некогда: революция! с 1918 член ВКП(б), с 21 года председатель все более высоких партийных комитетов, в 28-31 гг. нарком просвещения и здравоохр. Якутии, в 35 создает НИИ языка и культуры Якутской АССР, защищает в Москве, в ин-те национальностей, кандидатскую по лингвистике.
С восьми лет — народный сказитель, «олонхосут».
В 1930-32 годах записал полностью олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

Член правления Союза писателей СССР в (1934—1938) годах Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. По пути домой с первой сессии ВС арестован НКВД: ««руководство буржуазно-националистической контрреволюционной организацией».

Умер в больнице Якутской тюрьмы 31 октября 1939 года.
Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.

Но и в 75, и в 82 году не нашлось сил у издателей рассказать, как закончил свои дни великий сын якутского народа. Как, впрочем, тогда и в ЖЗЛ: был, скажем, Николай Вавилов, да весь вышел...

«…Опора будущих веков, двуногий брат мой!
О ком печешься, путь свершая безвозвратный?
Что суждено тебе на нем, помимо смерти?
Что уготовано тебе?.. Огонь и вертел!
Захвачен, скручен будешь завистью ползучей…
Зажарен, сожран будешь злобою грызучей…»

пророчески писал сам Платон Ойунский в философской песне-олонхо «Красный шаман».
Интересно, кто это разговаривает с двуногим братом?

Но ни края нет, ни конца,
Ни пристанища для пловца
Средь пучины неистово грозовой
Моря, дышащего бедой,
Кипящего соленой водой,
Моря гибели, моря Одун
...
china

АКТУАЛЬНОЕ

Нюргун Боотур Стремительный, якутский эпос.
буквы у нас одинаковые, только Земля другая...

Осьмикрайняя,
Об осьми ободах,
Бурями обуянная
Земля – всего живущего мать,
Предназначенно-обетованная,
В отдаленных возникла веках.
И оттуда сказание начинать.

Прикреплена ли она к полосе
Стремительно гладких, белых небес —
Это неведомо нам;

Иль на плавно вертящихся в высоте
Трех небесных ключах
Держится нерушимо она —
Это еще неизвестно нам;

Иль над гибельной бездной глухой,
Сгущенным воздушным смерчем взметена,
Летает на крыльях она —
Это не видно нам;

Или кружится на вертлюге своем
С песней жалобной, словно стон —
Этого не разгадать…

Как это современно!как по нашему! Мы живем в огромной непостижимой Вселенной, обуреваемой безвестными силами, неистовыми стихиями - и любопытствуем: нет ей конца-края - или есть? Началась она или всегда есть? А дальше-то?..
china

АКТУАЛЬНОЕ

Образец якутской поэзии. Написано кириллицей.

СЕРАФИМ ЭЛЛЯЙ
(1904–1977)
С якутского

БУДЬ СЧАСТЛИВ!
В тайгу выходит молодость,
И говорит тайга ей:
— Бери у меня золото,
Я щедрая такая!
Сияет солнцеликое
Безоблачное небо —
Твои дела великие,
Бездельничать нелепо!.. —
Гора большую голову
Вздымает над пространством
И говорит геологу:
— Ищи мое богатство!
В тайге сверкнуло озеро
Серебряною брошкой,
Благое слово бросило:
— Лови мою рыбешку! —
Лежат поля обширные,
Взывая на рассвете:
— Просторы наши мирные
Вспашите и засейте!
Трава зеленокрылая
Звенит в долине Лены:
— Меня вы, люди милые,
Скосите непременно!
Просторы необъятные,
Луга, озера, чащи
И лето благодатное
Мне говорят: —
Будь счастлив!

Природа говорит человеку или Саха-Якутия говорит России: Ну, режь меня! Ну ешь меня!
Стих длинный, не дочитала. Про алмазы там было? Потому что говорят, половина Якутии похожа на кратер того метеорита, который якобы погубил динозавров. Только воронку выскабливали медленно, пыль успевала рассеяться. Только родовые пастбища и охотничьи угодья пропали, как не были.