gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

только детские книги читать

Что я могу еще сказать?
В смысле про "Евгения Онегина". Сказать можно ещё сколько угодно, я понять не могу! Текст льется прихотливой, светлой моцартовской мелодией - но, если верить самому Пушкину, там же должен быть "Незапный мрак иль что-нибудь такое"? Вот, убили прекрасного юношу. Но как красиво, как трогательно похоронили! И две сосны, и ручей, и две девы приходят обниматься и плакать (в сумерки, конечно), потом приходит только одна, но зато "горожанка молодая" приезжает верхом и задумывается, а что было дальше? Но это не тянет на иррациональный страх. Даже если мы поверим, что эгоист-убийца испытывает какие-то угрызения совести. Пусть испытывает, это полезно.

М.б. "Сон Татьяны" скрывает что-то недопонятое критиками? Хотя там все так наглядно...

Татьяна, конечно, феномен. Литературный феномен, сколько бы ее ни прочили в "воплощение русской души", "русской женственности". Как я представляю, Пушкин собрал все заветные впечатления девичьего очарования (разных времен) и сшил на живую нитку, белую, конечно. И получился образ невыразимой прелести, что он сам напоминает все время с такой нежностью, что как не поверить? Насчет "русская душою"... нам этого не понять. В любом случае, "Письмо Онегину" ни в какие понятия не укладывается. По-русски это письмо не могло быть написано, даже если бы Татьяна владела русским литературным языком. Совсем юная девушка обращается к незнакомому взрослому мужчине на "ты". Это невозможно. Называет его ангелом-хранителем, который ей послан богом... это не православный язык (хотя православного русского языка тогда не было, а церковно-славянского обычные люди не понимали). Роман подчеркнуто равнодушен к религиозным вопросам, но "когда я бедным помогала или молитвой услаждала" - это не то что фразы, но ситуации западной жизни. И ладно бы, ей не придется и в будущем обращаться к русскому языку - в ее блестящем великосветском будущем.

Вот тут сомнения возрастают в квадрате. Блистать на балу - это одно, а держать "модный дом и вечера", салон - третье и четвертое. Интроверт НЕ МОЖЕТ создать салон, хоть он дерись! У нас есть великолепный пример, салон Анны Павловны Шерер, прототипом которого был салон Долли Фикельмон, приятельницы Пушкина. Эти дамы отличались исключительной суетностью, желанием все знать, проникать во все события, все отношения - т.е. повышенным интересом к людям. Не всегда и не обязательно корыстным. Этот интерес, это знание всех нитей, обстоятельств, нужд, возможностей позволял порой оказывать и бескорыстную помощь (тем, кто нравится). Конечно, надо было знать и предугадывать взгляды двора, высшие решения и желания, и конечно благоговеть перед ними... Чтобы Татьяна запомнила степени родства всех посетителей своего дома? Да бросьте. А без этого какой же салон?

Словом Пушкин воплотил свой новый идеал все в той же "девчонке нежной". На мой взгляд, у него не получилось. Главное, зачем, кто просил? Пристроил девушку удачно, вполне по заслугам, герой 12 года оценил ее свежесть и простоту, и красоту, конечно, в деревне-то ее не замечали. Она могла бы и при дворе блистать, как Наталья Николаевна, без золотого мешка и мужа-генерала. Но "модный дом и вечера..."
Tags: Пушкин, поэзия
Subscribe

  • просто так

    Немножко в догонку к вчерашнему. Вторая половина XIX века - эпоха, которая "нуждалась в титанах и породила титанов", по словам Маркса-Энгельса. Они…

  • лытдыбр

    Надо же, вчера высказалась на около-лингвистическую тему, а сегодня оказывается то ли Международный, то ли Всероссийский День Языка. Заодно в свой…

  • А у нас...

    До того дожили: не то что мечтаешь: чего бы такого захотеть? - но даже "вот бы кто-нб чего-нб красивое захотел, а мы бы сделали? (и отдали; дома уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments