gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

Маркса-Энгельса 8

Свобода приходит нагая...

А у нас она тихонечко появилась на лесенке и оглянулась через плечо - «Обнаженная» Ренуара. Рядом висел маленький натюрмортик с попугаем Гогена и что-то еще — не помню. Может быть картина Ренуара была провокацией? Потому что общество взорвалось. На пейзаж, например, Моне со скалами и корабликами, на яблочки Сезанна может скосоротились бы — если бы вообще пошли в музей. А тут слух пронесся по Москве, и народ ринулся, как позже (ненамного) на выставке в Манеже: «а где здесь обнаженная Валька?»

Мне пришлось объяснять в своей группе, почему имеет смысл изображать на картине одну только женскую бело-розово-голубую спину. Не смогла!
Это было, кажется, в 56.
В том же 1956 в музее выставили Пикассо, друг его расстарался, Илья Эренбург. Советские власти разрешили, Пикассо для борьбы за мир голубя нарисовал, встрепанного такого... у него есть картина (или рисунок) «Кошка с птицей в зубах»... вот голубь примерно так выглядит. Знал художник, в чьих зубах Дело Мира... Пикассо еще потом наградили Ленинской премией.

Тогда же в газете, кажется в Литературке, разогнался диспут Грабаря с Соколовым-Скаля о допустимости импрессионизма вообще... Умница Грабарь должен был «оспоривать глупца» в огромных подвалах, причем Скаля был уверен в твердокаменности своей позиции. Потому что искусство должно быть понятно массам.

В то же время примерно в музее стали читать лекции. Очень молодая и очень красивая Антонова рассказывала об искусстве фашистской Германии. По-моему, это был отважный поступок. Смотрим красивые цветные слайды — стадион с беломраморными псевдоантичными атлетами... может и девушка с веслом была. Вопрос из зала: ...у нас ведь кажется тоже так?
- Да, отвечает лектор. Государство, если хочет обращаться к массам, влиять на них, должно выбирать понятные, классические образы и символы (подразумевалось, что у них пропаганда со знаком -, а у нас со знаком +).

Так что Грабарь и Соколов-Скаля сравнивали красное с квадратом, что Грабарь конечно понимал. В МОССХе это активно переживали, ёрничали:

Я намедни говорю,
Обращаясь к Грабарю:
Об одном тебя молю -
Не расстраивай Скалю...


Ну и кто сейчас помнит Герасимова и Скалю? А Грабарь — великий ученый. Напротив музея, на углу Антипьевского (ныне Колымажный) работали его реставрационные мастерские. Однажды — в те времена и это был демарш — в Пушкинском устроили «выставку реставрированных работ». Работы эти были в основном иконы. К тому времени западная живопись вольготно расположилась на просторных стенах, а иконы развесили в соседнем зале. И... в этом не хотелось признаваться, но Гоген и Матисс померкли. В кадмиях и охрах старых досок внутренняя энергия была выше.
Tags: ГМИИ, дом №8, музеи, прошлое
Subscribe

  • только детские книги читать

    Да, вот еще вчера на новый сайт maykovy поместили первую часть кельтско-китайского романа, который я когда-то здесь в ЖЖ сочинила, а теперь…

  • только детские книги читать

    Очень затягивает процесс поиска сюжетной линии среди по-своему любопытных, но посторонних рассуждений о трилобитах (конспектов замечательной книги…

  • про прошлое

    Взялась за старое. Превращаю в толстый альбом то, что было когда-то веселой и почти азартной игрой с друзьями в ЖЖ. Началось в 13 году - а кажется,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments