Сколько раз мы читали детям оба варианта, детский пересказ, очень талантливый, и полный перевод. И всем советую.

Но Армения есть, и это одна из загадок истории, потому что государство, некогда названное «Великой Арменией», столько раз сжималось до одного Карабаха, а то и этот последний горный клочок исчезал с карты мира, древней, средневековой и современной. Армян уничтожали и переселяли в чужие земли, в Иран, или сами бежали в Византию, в Грузию. И возвращались, и государство восстанавливалось на той самой территории, где в XII веке до н. э. «происходил процесс формирования армянского народа, который завершился к VI веку до н.э. Армянский народ — физический и культурный преемник всего древнего населения нагорья, хурритов, урартов и лувийцев».
Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, прежде Римской империи. А в прежние времена Римская империя то и дело сражалась то с одним Тиграном, то с другим.

Позже Российская империя слегка пригрела Армению под своим жестким крылом.
Что касается азербайджанского эпоса, то да, помню, есть такой. Была когда-то книга в «Памятниках литературы» - «Книга моего деда Коркута», перевод и статья Бартольда, статья Жирмунского «Огузский героический эпос...», приложений в два раза больше текста — надо же объяснить людям, что это огузы. Когда-то прочла, но не посмотрела про огузов. Это, оказывается, туркмены, ну тоже что турки. Бартольд рассматривает турецкий эпос, азербайджанцы тоже каким-то боком огузы. Огузочек, так сказать. Показалось кроваво и однообразно.
… Казан дал знак своему брату Кара-Гюне, сказал: «Отруби ему голову». Кара-Гюне сошел с коня, отрубил голову Арузу; увидя это, беки внешних огузов все сошли с коней, упали к ногам Казана, просили простить им их вину, поцеловали его руку; Казан простил им их вину, подверг разгрому жилище Аруза, подверг раздроблению его племя, его народ; его джигиты стали легкой добычей.
Пришел мой дед Коркут, заиграл радостную песнь...
Сравним:
Пусть будет добром помянут наш Сасунский Давид,
Народа всего десница — наш ненаглядный Давид!
Пусть будет добром помянут еще раз Кери-Торос!
….......................
Старуху сасунскую вещую помянем мы с вами добром,
Хандут солнцеликую тоже мы с вами помянем добром,
….....................................
Не добрым... нет, добрым словом помянем Исмил-хатун,
А еще наших предков великих мы с вами помянем добром!
(А кто не желает Свободе добра, того не помянем добром! Роберт Бернс)