gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

просто так

Фауст лицо совершенно историческое, его лично знали Парацельс и Агриппа, но был он не столько тружеником в прожженном фартуке, сколько любимцем легковерных властителей, епископов и герцогов, и даже королей и самого императора. Называл себя философом и магом, астрологом и алхимиком, некромантом; хиромантом, гадальщиком и прорицателем; занимался врачеванием, физиогномикой и гаданием на кристалле; излечивал «стигийскими снадобьями все неизлечимые недуги, умел находить клады и составлять приворотные зелья.

Но он не один же такой был!

Вторая часть «Фауста» Гёте, бездна непостижимой премудрости, «темный лес чудес», в который редко кто дерзает вступить и почти никто не доходит до середины (очень скучно), начинается, как народные книги и кукольные спектакли, с охмурения императора (Карла V). Мефистофель организует маскарады, шествия, фейерверки, обещает на раз-два победить армию Франциска, и решить все финансовые проблемы, для чего предлагает ввести бумажные деньги — это изобретение тоже иногда приписывали Фаусту — а в обеспечение предлагает разыскать скрытые клады.

В полном соответствии с легендой, от Фауста требуют вызвать героев древности, например Париса и Елену. Тут Гёте напускает туману: чтобы вызвать античные души, Мефистофель посылает Фауста к каким-то Матерям в первозданную бездну, что он благополучно исполняет. Но во время демонстрации 3D фильма Фауст не выдерживает, сам бросается на Елену, проваливается с грохотом, Мефистофель досадует, что связался с дураком. Император остается без обещанной призрачной армии, но с кучей ничего не стоящих бумаг...

Между прочим, первая часть драмы, эпизод с Маргаритой, соблазненной и покинутой, собственно тот «Фауст», которого все знают и в опере поют, в народных книгах, кукольных спектаклях, в вариантах классиков — Марло и Лессинга, никаких соответствий не имеет. Это личный вклад Гёте. Только в одной легенде, получив богатство, Фауст хочет жениться на красивой бедной девушке, но выясняется, что по условиям контракта жениться он не смеет. Отсюда разве что серенада Мефистофиля:

Мой совет — до обрученья
Дверь не отворяй...


Или — вариант современного поэта:

Мои слова, как агнец, кротки,
Я увещаю жен и дев -
Не позволяй снимать колготки,
Кольца на палец не надев...


Гёте вообще просится в пародию со своей важной серьезностью! Пушкин, «Сцены из Фауста», не пародия, это квинтессенция всего многозначительного, широковещательного...

Мне скучно, бес..

Скука — удел отвергнутых, отвергшихся. Словами того же нашего современника -

Мне все давно остоебло:
Любовь, вино, добро и зло...
Tags: Фауст, история, литература, поэзия
Subscribe

  • вот такое кино...

    Продолжение Помолвка, или знакомство, или обручение – словом, все было чудесно. Все друг друга немножко стеснялись. Владимир Юрковский (тоже…

  • вот такое кино...

    Во втором издании "Приключений Карика и Вали" слегка расширена, или усилена, линия скромного романа Гургена Сарбазовича с молодой сотрудницей…

  • вот такое кино...

    Тема послевоенной жизни слегка прирастает эпизодами, отчасти из воспоминаний про дом 8 на М.-Э., реалиями, именами. Развивается тихий роман героя с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments