gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

вот такое кино...

Можно бы не приставать к молодому поколению с обязательной классикой, мало ли что в списке застряло с гимназических времен. Пусть Фауст остается «хорошим сюжетом, который опошлил великий классик всех времен и народов». Но сюжет-то хороший! Вечный и основополагающий — при том, что относительно новый, это не «сын убивает отца», «пропавший сын возвращается домой», «отец женится на дочери»... Сюжет расцвел в XVI веке, а зародился лет на сто раньше, если только не в III веке н.э., в блестящем уме какой-нб Гипатии. Потому что все это гностика, мистика и эзотерика.
Вопрос: где границы познания, и сколько может вместить разум человека? Когда-то это был чисто богословский вопрос, но вот вдруг химики и механики тоже от своих ступок и рычагов поднимают головы и начинают беспокоить ответственных за идеологию и образование. Вроде Роджера Бэкона. Послушаешь, так математика — царица всех наук. Так что же делать? Что делать юному Иоганну-Генриху Фаусту, чья душа просит:

«Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь...»

Общая теория всего. Говорят, наши ученые к ней приблизились, с открытием волн гравитации. Вот бы забросить ему в XVI век популярное издание Хокинга. Как он себе представлял это «ВСЁ»? И на что бы оно, на первый приклад, сгодилось? Как бы другие поверили, что он «ВСЁ» знает?
То-то и оно. Великое знание должно было давать великие возможности. Наука — это, как выяснилось, пыльные книги и грязные реторты.
«Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил», чтобы, значит, узнать ход светил.

Но почему-то, когда Мефистофель обещает ему исполнение желаний, он отправляется не в обсерваторию, а в кабак, и по бабам. С тем, чтобы, удовлетворив матпотребности, перейти уже к духпотребностям.

Духпотребности, в виде алхимии, мистики и герменевтики, удовлетворяются во второй части.
Хотя для того, чтобы стать символом «дерзновения» и «величия германского духа», «сумрачного германского гения», вполне довольно и первой.
Tags: Фауст, история, литература, поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Маркса-Энгельса 8

    Часто бывала Бобочка (Варвара...), она была машинистка, в ВИЮНе они познакомились. Муж ее пропал где-то в лагерях. Добрая и хорошая. С ней когда-то…

  • просто так

    Окончание истории волшебного горшочка и волшебного пудинга Друзья нашли, где была эта сказка! Я послушала. Но она какая-то…

  • Маркса-Энгельса 8

    Тонечка (Тошенька) была в молодости самой красивой из подруг, в 20-е муж-нэпман ее роскошно одевал и баловал, и однажды на Кузнецком ею увлекся с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments