gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

просто так

Г.К.Честертон. Хорошие сюжеты, испорченные великими писателями

«...Если тот или иной сюжет прошел через руки мастера, это никак не значит, что он стал лучше. Обычно полагают, что всякий, кто взял сюжет у человеческого братства, не должен за него платить. Обычно считают, что, если Шекспир взял легенду о Лире, Гете — легенду о Фаусте, Вагнер — о Тангейзере, они правы и легенды должны сказать им спасибо.
Мне же кажется, что они бывали не правы и легенды могли бы возбудить дело о клевете.
Скажу как бы в скобках, что Шекспира не втиснуть в эту теорию.
Теорию мою подтверждает и «Фауст», написанный Гете. Конечно, я говорю не о мастерстве... а о «Фаусте» в целом, точнее — о первой его части... Новая история Фауста, Мефистофеля и Маргариты кажется мне бесконечно менее возвышенной и прекрасной, чем старая история о Фаусте, Мефистофеле и Елене.
На мое счастье, я видел в Йоркшире, в кукольном театре, пьесу «Доктор Фауст»... Суть вот в чем: средневековый Фауст погиб, ибо совершил страшный грех, принес клятву верности вечному злу, чтобы обладать первой красавицей в мире. Он осужден за великий грех; новый же Фауст спасен за грех мелкий и низкий.
Фауст у Гете не опьянен и не зачарован прекраснейшей, уже нездешней дамой. Когда он стал молодым, он стал и подлым, и мигом завел пошлейший роман, который я не назову связью, ибо (как обычно в таких случаях) связана только женщина. Здесь, в этой смеси соблазна и спасения, проявилось худшее качество немцев, какая-то бессердечная сентиментальность.
Мужчина губит женщину, поэтому женщина спасает мужчину — вот и вся мораль, das ewige Weibliche. Тот, кто получил удовольствие, еще и очистится, ибо жертва отстрадала за него. Значит, все равно, жесток ты или добр. Мне больше нравится кукольный сюжет, где Фауста тащат в ад черные чертики. Он как-то веселее».

Жестокость и слащавость — вот типичные черты немцевГёте, и еще тупое самодовольство, которое и гордыней не назовешь. А уж юмор у него (у них)! Водрузив себя на пьедестал, коленце не выкинешь. Набоков писал, что русские особенно чувствуют пошлость немцев, но чтобы чувствовать пошлость «Фауста», надо быть русским в квадрате. Думаю, сейчас и русским быть не обязательно. Отношение к «Фаусту» не пересмотрено, потому что с тех пор его никто не прочел.
Вряд ли кто помнит, что наивная мещаночка Гретхен отравила родную мать (Фауст передал ей некое вещество, добытое Мефистофелем, чтобы мама спала покрепче), а потом родила ребенка и утопила. Тем временем Фауст убил ее брата (вернее Мефистофель его рукой) и скрылся из города. Пока он расширяет сознание с ведьмами на Брокене, Маргарита осуждена на казнь и лишилась рассудка.
Честертон называет вторую часть бесформенной, но и первая полный драматургический провал. Набор исторических картинок. Псевдоисторических. А вообще эссе Честертона надо читать целиком и как можно чаще, вместо витаминов.

И все-таки — как хорошо жить в безнравственную эпоху! Девушка хочет провести время с милым — мама, я к Лизхен; мама, я у нее останусь:) ...Мама, у меня будет... - Я же тебе, дуре, говорила, он на тебе не женится!
И отправляются выбирать кроватку.
Tags: Фауст, жизнь, искусство, история, литература, поэзия
Subscribe

  • вот такое кино...

    Наш друг Игорь Медник, в прошлом мультипликатор, осмысливает жизнь людей через призму своей профессии. Все заперты, все связаны неразрывно...…

  • вот такое кино...

    Опять про того же художника, про Игоря Медника. Он любит музыку: джаз, бардовские песни... А от кухни с мясорубкой куда…

  • вот такое кино...

    Вчера заглянула опять на сайт Игоря Медника, чтобы выбрать себе коровку на весь наступающий год. Вот варианты: Вариант декоративный, автор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments