gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

вот такое кино...

Вернемся к своим долганам, к долганскому сказанию «Аталами - Сын Лошади».
Шаман здесь тоже будет, только злющий-презлющий!

...Тем временем наш камушек, наш жеребенок подглядывает за девушками, они резвятся, купаются, а одна всех красивей, всех веселей.
Тихо крадучись, Аталами
к их одеждам небесным подполз -

Странно, не сказано, что он для этого превратился в человека. Так или иначе, он выбрал ту, которую загадал, и спрятал в карман.

Девушки наплавались, стали одеваться — у одной оперения нет. Кто взял? Никого нет, только валун лежит. Очень себя укоряли, но что делать — посадили сестру на себя
и всей стаей взвились в облака.
Лишь тогда шевельнулся валун -
камень вновь человеком предстал.

Сюжет присутствует в сказках всех народов всей земли, детали только своеобразные. А вот следующее приключение ни на что знакомое не похоже:

Богатырь доезжает до места, «где прислонилось к земле небо круглой макушкой своей...»
Там было какое-то селение, он хотел быстренько проскакать мимо, но его заметила старуха-коровница и побежала сказать хозяйкам. Хозяйки были три сестры, дочери Звезды Арангыс (Большой Медведицы), они выбегают звать Аталами, чтобы он у них переночевал - «Мы не скушаем тебя, а послушаем тебя», кто мол, откуда, что нового? А он себе едет дальше, не оборачивается.
Три сестры обиделись, бросили по аркану, опутали героя с конем, подтянули к себе и стали пенять, что он пренебрег их гостеприимством. Богатырь рассердился, напрягся, порвал путы и поскакал дальше. Три хозяйки большого двора запели ему вслед плачевную песнь, стали рвать свои пышные длинные косы, а потом на них повесились...
Аталами оглянулся, пожалел их — и дальше...

Три сестры в фольклоре — это что-то очень важное: парки, горгоны, бабы-яги, что-то такое глубинное... Герой наш тем временем пересек множество рек и долин, одолел не меньше гор и хребтов и приехал к другим сестрам, хорошим, дочерям Звезды Юргель (созвездие Плеяды). Сколько их, не сказано. Они указали ему путь к людям-айы. В якутской мифологии это люди Среднего мира, светлые, положительные. Якутского влияния в поэме должно быть больше всего, но нет главного — бури и натиска, мощного напора...

Тут-то и увидел богатырь, что по дороге перед ним едет кто-то чужой враждебный. Это был шаман- «абасы», т. е. обитатель Нижнего мира, злой...
Tags: Сибирь, история, шаманизм, эпос, этнография
Subscribe

  • лытдыбр

    Мы свободны! Нам вернули проезд! Храм Илии в Черкизове. А это дорога к храму, начало дороги - от нас к трамваю.

  • просто так

    Манкурт. Забыла это слово совсем, и все забыли. Внучок позавчера заехал, перед выходом на Пушкинскую. Как у Саши Черного: прочёл и зашёл поделиться.…

  • лытдыбр

    Активная гражданская позиция:) По дороге к храму. Мы не пошли на Пушкинскую. Ну, в общем, стары мы уже. Пошли в церковку на трамвайном кругу,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments