gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

дела семейные

У нас были две прабабушки Серафимы - Клеопатрова (Попова) Серафима Павловна, о которой вчера вспоминали, и Серафима Петровна Доброхотова Майкова, в девичестве Дунаева. И пока матушка Серафима навоз разгребала, другая Серафима в Монте-Карло проигрывала свое приданое и мужнюю приличную зарплату. Конец ее был грустный: она долго прожила и перед самой войной умерла в глубокой бедности. Недоедала.

О бедности много сейчас говорят: что мы народ бедный. С другой стороны, это правда, что никогда русские не жили так благополучно. Как посравнить да посмотреть...

Из тех же записок свящ. Алексея Попова:

«Едешь иногда в морозную декабрьскую ночь от одной церкви к другой верст 30−35, назябнешься вдоволь и думаешь, вот приеду к батюшке и обогреюсь. Приедешь и увидишь, что батюшка живет в одной кухне со всем семейством, прислугой, иногда и с телятами. Комнатная температура не выше нуля, потому что вода застывает на полу»...

Алексей Попов учился в Устюге, жил там на съемной квартире. Как и многие такие же привезенные из деревень ученики, питался и одевался плохо. Обычная пища — вода и хлеб с солью. Нередко будущие священники просили милостыню... Во время каникул мальчишка шел из Великого Устюга домой в деревню за 100 километров пешком с котомкой за плечами... После училища поступил в семинарию в Вологде. И что же? Семинаристы зачитывались либеральной литературой того времени, в том числе запрещенной — Фейербахом, «Колоколом» Герцена, сочинениями Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Издавали свой рукописный нелегальный журнал. Посещали кружки...

А преподаватели заняты были мыслями о семье и хлебе насущном...

«В приходе, изрезанном четырьмя речками, при обледеневшей дороге, едешь, бывало, верхом на худой и, конечно, неподкованной лошади. Ноги у нее то скользят, то пробивают тонкий лед. И при этом „не видно не зги". Доводилось за день во время выездов в деревни преодолевать по 60 верст. И не один раз проваливался на лошади в полыньи. Приезжал домой по горло мокрый».
Вызывая священника в дальнее село крестить или отпевать, присылали за ним лошадь. А сопровождавший его дьякон шел пешком.

Отношение паствы к священнику было не благоговейное:
На Алексея Попова тоже писали доносы, требовали, чтобы попа убрали, потому что заставляет ходить всех на исповедь, а малолетних учиться в школе. Труднее всего было убедить прихожан поститься перед исповедью, приучить девиц ходить в церковь на богослужения в воскресные и праздничные дни, крестить младенцев в церкви, а не на дому...
О.Алексей сумел наладить отношения с крестьянами, научился говорить проповеди и давать советы по медицинской и ветеринарной части. Сделал карьеру, дослужился до чина протоиерея Лальского Воскресенского собора Вологодской губернии, в 1907 году был выбран депутатом Госдумы III cозыва. Помогал семье брата - кто же еще мог оплатить бабушке Валентине Рериховские курсы?
Умер своей смертью в 1921 году, после расстрела брата. Три его сына были репрессированы...

А прабабушка Варварушка пишет, что и верила бы в Бога, но уж больно не нравятся ей жирные, краснорожие, пьяные попы...
Tags: Архангельск, жизнь, история, семья
Subscribe

  • про прошлое

    Кажется, я вчера перемудрила, разговаривала на эзоповом языке сама с собой. Мне-то казалось, что весь мир занят дискуссией Путина с Зеленским на темы…

  • про прошлое

    "Бредовые конфабуляции" - так это называлось в старой психиатрии, сейчас может как-то иначе, заковыристей. Это когда человеку отшибло память напрочь,…

  • только детские книги читать

    Первая книга готова, могу прямо сейчас поместить ее на сайт, или для храбрости подожду Катю. Сестра Таня, первый читатель, корректор и критик,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments