
Нехитрая у князя дипломатия. Все глядят на чукчу, воителя, пока ему переводят, а он слушает. Выслушал. Гордо вскинул голову. На коряка посмотрел искоса.
- Нельзя людям не воевать! На земле места не будет! В море зверя не хватит! У меня три старших брата было, двух в бою убили, одного медведь! Я их жен и детей питаю, сыновья вырастут, пойдут воевать, меня тоже враг убьет, сын отомстит — так всегда в жизни!
Да-а, поговорили. Никто не в обиде. Дюхаде блеснул глазами и на Гагарина посмотрел. Гагарин завтра-послезавтра отбудет с чукчей и коряком посмотреть, как это на кита с баркаса охотятся. Может, кит баркас опрокинет, или морж клыками разобьет. Кто-нб глядишь и погибнет, четвертый славный брат или сам Матвей Петрович. Вот и место на земле освободится. А Государству Российскому одной проблемой меньше. Да-а, понимает князь Гагарин, жизнь — не самое главное в жизни...
Тем более, что мужчина, погибший, как ему и подобает, на земле, оживает в одном из иных миров, «как цветы, что здесь увяли, расцветают снова в небе», а миры эти сложно перечесть, в них обитают удивительные существа, особенно в «Облачной земле», Верхнем небе... иногда главная душа поднимается в небо, а другая - «тень» - через погребальный костер отправляется в царство мертвых (но они там живые, там обитают «люди ранних времен», вот с кем поговорить интересно!) через промежуточный мир собак, с ними надо быть поласковей.
Неподвижная Полярная звезда отчасти существо Верхнего мира, отчасти привязь для других звезд-оленей, но при этом она проход во все другие миры. К ней прилетают на орле или громовой птице, поднимаются по солнечному лучу или дыму костра, или по нитке от воткнутой в небо иголки... Послушаешь вот так-то шаманские байки, и покажется тебе, что «жизнь есть сон»; только почему-то в данной фазе этого сна тебе могут сделать очень больно.