gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ МИРЕ

ПРОФСОЮЗ ШАМАНОВ

NATIONAL GEOGRAPHIC Декабрь 2012 русское издание

Журналист получил задание... э-э-э... узнать у шамана судьбу. Лечиться ему не надо было, он здоровый, и спутница, фотограф, тоже здоровая.

Дэвид Стерн
Фотографии Кэролин Дрейк


Чтобы попасть к настоящим шаманам из народа «Дархаты» (см карту, вверху выступ), им «пришлось совершить полет на хлипком самолетике, а затем 13 часов трястись в дребезжащем уазике по заснеженной тундре, преодолевая заснеженные горные перевалы и пересекая замерзшие реки».
От Иркутска было бы ближе. Тем более священная скала Буха-Нойон на нашей стороне. Зато Дерево-мать — на их. Увы, это дерево (бывш. сосна) — в журнале целый разворот — видимо, незадолго до визита журналистов рухнуло под грузом бесчисленных приношений — синих платочков, которые «символизируют вечность небес и мир».
Но платочки привязывают, и жертвы приносят. Кажется, чай и сахар.

Шаманство возродилось, как только его перестали запрещать и за него сажать. И шаманов появилось неожиданно столько, что пришлось создавать союзы. Например, «Тэнгэри» («Духи неба»). Они проводят «довольно масштабные мероприятия,икоторые могут приносить немалую прибыль». Ортодоксы недовольны — шаманы должны оставаться в семье, в кочевом племени, служить предкам, быть целителями и советниками. И только мужчины вызывают духов, и денег за это никогда не берут!
«И мы не берем, - отвечают члены профсоюза, - живем на пожертвования, концы с концами сводим». И скотину пасут: коней, овец, коров. Как отцы и деды.

Журналист записался на сеанс к шаману-дархату по имени Нергуи, скромному немолодому человеку «с изможденным лицом».
И то сказать, шаманами не становятся по желанию, этот сомнительный дар находит, как болезнь, и отказаться от него трудно — т. е. можно в принципе, но здоровья тоже не вернешь.
Мы читали рассказы наших великих исследователей, как происходит камлание, часто многочасовое, в кругу сопереживающих родичей — нет, тут было проще. Лечиться или просто полюбопытствовать пришли случайные люди, места в домишке для очага и круговой пляски не было, жена в печурке жгла можжевельник...

На дворе был полдень, лучшее время, «чтобы отправиться в потусторонний мир». Исполнитель посреди комнаты покачивался, закрыв глаза, и пел...

Интересно, Дэвид знает бурят-монгольский язык, или ему потом перевели аудио? Нет, у него был с собой проводник и переводчик.

Словом, пел, наверно красиво: «Великое небо, прошу, приди.

О великое голубое небо, что укрывает меня, приди ко мне.

Волчье небо, помоги мне. Пришел человек, нуждающийся в помощи,
человек с миром в сердце.
Великое небо, прошу, приди...»

Дальше произошло что-то очень похожее на эпилептический припадок. Вряд ли кто-нб из нас захотел бы в этом участвовать — в маленьком тесном помещении. Шаман «завыл по-волчьи, а потом страшно захохотал, словно злодей из фильма ужасов». Тут конечно была жена, она знала что делать. Все равно очень неэстетично.

Потом, все еще в трансе, шаман сказал журналисту несколько обтекаемых фраз и подарил косточку из волчьей лодыжки. «Носи ее в правом кармане, она защитит тебя от бед».

Дэвид и Кэролин посетили еще и общественный обряд почитания Буха-Нойона, духа священной скалы. Все хоть раз видели по ящику «медвежий праздник» у камчадалов, сочетание одежд из оленьего меха и промышленных ситцев, складные столы, самые дешевые кружки и стаканы.... «Торговцы, стоя у открытых багажников своих джипов, предлагали зрителям бузу и сочные бурятские клецки. Над Буха-Нойоном кружили два орла — знак, что духи спускаются с неба». Еще бы им не кружить, тут только что овцу зарезали, варят. Может чего останется...

Современный скептик Дэвид задумался о шаманской картине мира, в которой все люди, как в сети, связаны и между собой, и со своими предками.
Признался, что от шаманизма отдает шарлатанством (невежественным и опасным).

С некоторым смущением, ничего не утверждая, поведал, как знакомая семья возила в Монголию пятилетнего сына-аутиста. Конечно, никто ничего не утверждает, но мальчику лучше...

Словом, «волчья кость, корорую дал мне шаман Нергуи, до сих пор лежит у меня в кармане — так, на всякий случай».
Tags: шаманизм, этнография
Subscribe

  • про прошлое

    Дорога в прошлое сама уходит в прошлое, где-то видны только шпалы, где-то рельсы, скоро и этих следов не найдешь. А когда-то здесь стояли составы. То…

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    Все когда-то читали "Сатириконскую историю", веселились и время от времени цитируем. Лучшая часть была, конечно, древность, ее написала Тэффи. Там…

  • КНИЖКА ПРО МЫШКУ

    Книжка не нашлась. Что делать, мышиная природа! Тем более роль у нее там незавидная:( Сюжет такой: Мышь разворовала королевские кладовые (не помню,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments