Выбор невесты — сложное дело.
Надо увидеть, как шьёт, как ходит,
как прибирается, как готовит,
как говорит, как молчит — всё надо
точно узнать (ведь жена не рукавица...)
Вот дядюшка Чайлэру и наведался к знакомым посмотреть на красавицу. Нам с лица не воду пить, вдруг она неряха-распустёха? Посидел, побеседовал о делах житейских, убедился:
Девушка вправду была прекрасна:
взгляд годовалого олненка,
стан прямоствольной иве подобен.
Смех — словно пение звонкой птички,
пальцы — как стая розовых чаек
над многослойным шитьем летают,
швы и стежки при этом, как травы,
ветром пригнуты, ровно ложатся.
Если пойдет, то земля под нею
плавно качнется, взлететь стараясь;
если лицом к кому повернется,
то словно солнышко засияет...
Сватать невесту — важное дело.
В путь отрядив старейшину рода,
ждали, что скажет, когда вернется...
Этнограф и писатель Улуро Адо (Г. Курилов) в первую публикацию сказания вместил массу сведений о жизни и нравах юкагиров. Кто интересовался свадебными обычаями русского народа, представит себе степень сложности этого мероприятия.
Свадьба — совсем непростое дело!
Тоже сравнимо. Только воплей и рыданий по доченьке и подруженьке не положено: не в гроб кладут. У кочевников положение жены почетное, особенно первой.
Невесту переодевают во все новое и везут в новых березовых нартах, с упряжкой белых оленей в белой замшевой сбруе с пряжками и колечками из серебра. Жених и дядюшка идут за ними, стреляя из луков — чтобы распугать нехороших духов.
И, конечно, два-три раза могучее объедалово: мясо горами, жареное, вареное, отвары, языки, мозги, печенки...
«Наши дети, потомки наши,
пусть семейное счастье ваше
будет, как свадебный стол, безмерным!
И мы им того же пожелаем!