gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

лытдыбр

Вот Катя сегодня опубликовала:

«А межа селу Свиблову и пустоши Лысцовой и пустоши, что было село Ерденево — от вотчины боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского от деревни Подберезские, от устья Черменки, речки, что впала в реку Яузу; от устья на березку, а под нею яма, а от березы и от ямы прямо межею на большую Ольшанскую дорогу до устья речки Черменки; … а переехав дорогу к Федоровскому оврагу на березу со пнем, а от березы на сосну, а от сосны на 3 березовых пня, а от 3 березовых пней на Федоров овраг...»

А у меня мысль, и я ее думаю: «береза как символ русской...».
И, похоже, в этом смысле береза нам досталась от финнов. Похоже, это типично колдовское дерево, шаманское. Под березой камлали Ульгеню, верховному богу (хорошему). Про это Гуркин-Чорос первую картину написал.


священное жертвоприношение, на него женщины и шаманы не допускались; и даже коня при этом не убивали, а посвящали божеству, так он потом и ходил посвященный, кажется такой у Чингисхана был. Серый.
У Платона Ойунского восток -
...Откуда солнце встает по утрам,
Где три белых березы растут,
Стройно поставленные, как чэчир...
(потом от них пни остались. Вокруг места, где намечалось камлание, ставили по кругу срубленные молодые березки.)

Характерные, скажем, религиозные представления были одними и теми же у народов, живших выше 60-65 параллели, включая гренландцев, эскимосов, лапландку и финку. И если им надо было водить хороводы вокруг именно лиственного дерева, то это могла быть только береза. При том она еще и белая, красиво и как-то духовно, и в сумерках далеко видно, и свет костра на ней играет... И растет быстро где попало, все видели молодые березовые лесочки, их чем больше прорубать, тем лучше!

От финнов пришедшие с юга славяне много чего переняли, вот и такое мечтательное отношение к белому дереву. Тогда ладно. А то «береза плакучая», «береза пониклая», «о чем грустит березонька...». Обидно для национальной души. Она почему такая? Потому что у нее сразу руки опускаются, чуть что: сил нет выдержать нагрузку, лучше уступить сразу... Вон и осина, и ольха нападавший снег так и держат над головой, и листву поднимают повыше к солнцу. Не говоря уж про дуб и клен — это южане широколиственные, упрямые, несгибаемые.

Такие глубокие мысли на мелких местах (как река Черменка).
Tags: Чорос-Гуркин, деревья, живопись, шаманизм, этнография
Subscribe

  • лытдыбр

    С днём космонавтики! Как молоды мы были... одинокий крокус и пролески. Голубое и желтое...

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    Все когда-то читали "Сатириконскую историю", веселились и время от времени цитируем. Лучшая часть была, конечно, древность, ее написала Тэффи. Там…

  • просто так

    Вчера довелось побывать в центре, дело было. Заодно сняла "реставрацию Елисеевского", только что услышали, что она происходит. Реставрацию видела,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments