gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АКТУАЛЬНОЕ

Из книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Репринт «издания книгопродавца М.Березина» 1880.
Собр. М. Забылиным.
Может все-таки «Забелиным?»

Среди народов России упомянуты татары, калмыки и прочие:

Шаманы большей частью бывают у Якутов, Коряков, Тунгусов, Бурят и у всех сибирских инородцев, кроме Камчадалов, у последних каждая старуха и баба и каждый коехчучь(?!) считается волхвом и толкователем...
Главным образом шаманство состоит в том, что две бабы садятся в угол и беспрестанно шепчут, причем у одной из них привязана к ноге крапивная нитка, украшенная красной шерстью и она качает этою ногою...
Если кому-нб случится неприятность, неудача в промысле или тому подобное, то камчадал приходит к старухе, или даже к своей жене, и та начинает шаманить, то есть разгадывать причину неуспеха. Важной причиной становится какое-то какое-нб отступление от исполнения суеверия.
Тогда согрешивший, чтобы очистить свой грех, вырезывает из дерева идольчика и относит в лес, где и ставит его на дерево.

Посмотрела, что за нация — Камчадалы.
Вот что выяснилось. Русские на Камчатку попадали крайне редко, и если селились там, то жен брали из местных жителей — ительменов (слово так и переводится - «здешние, местные»). В семье «обычаи и суеверия» неизбежно смешивались. Говорили они по русски, были крещеные. Значит, «камчадал», который приходит к старухе или просто к жене — наш русский мужик? Идольчика вырезывает? Впрочем, что тут удивительного?


Камчадалы чрезвычайно любят разгадывать сны... О некоторых снах они имеют полное убеждение в их неизменяемости; так, например: Если видят на теле паразитов (известных насекомых), то нужно ожидать к себе казаков...
Кроме того, камчадалы упражняются в хиромантии (гадание по ладони), но свой секрет никому не говорят.

Шаманы у тунгусов. У шаманов (жрецов) этого народа более церемоний и разных обрядов. Когда кто приходит спрашивать у чародея о каком-либо деле, то прежде всего нужно, чтобы шаману вперед была заплачена за его труд условленная плата (современная этнография убеждает, что это не так; возможно, речь идет о жертвенных животных). Потом шаман надевает на себя особенный костюм, увешанный посредством колец разными железными и медными кусками, изображениями птичьих, звериных и рыбьих фигур, из железа и жести; на руки надевает железные медвежьи рукавицы, на голову нечто вроде железного шлема с железными рогами. Потом левою рукою берет небольшой барабан, и палкою, обтянутой в шкуру полевой мыши, шаман барабанит и прыгает накрест ногами, причем все его побрякушки производят нестройные и неприятные звуки. В это же время он посматривает к верху в дымовое отверстие своей кибитки, беспрестанно кричит, барабанит, звонит, стараясь всеми силами, чтобы все его привески гремели как можно больше, и до тех пор продолжает свое искусство, пока не увидит в вышесказанное отверстие черной птицы, про которую сказывают, что она прилетает и садится на кибитку шамана во время его пляски. Как скоро он увидит его птицу, то тотчас приходит в бессилие, вне себя падает на землю, и лежит в неподвижном положении до ½ часа. Придя в чувство, он говорит вопросителю ответ на вопрос, и тунгусы верят шаманам, не смотря на то, что птицу видит только один жрец.
Tags: антропология, история, шаманизм, этнография
Subscribe

  • лытдыбр

    Конец классической немецкой философии (с). Просмотрела редкую книгу 1979 года "Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ в.", но это…

  • только детские книги читать

    Мои личные претензии к Томасу Манну и его письмам пусть остаются где есть. Противно аристократическое высокомерие разбогатевших лавочников, ну и…

  • только детские книги читать

    Как-то все неоднозначно получается. Была в студенческие годы у нас хохмическая песенка: "бей профессоров, они гадюки..." там было: день-другой их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments