Знакомым ребятам свезло — они переводили великого якутского поэта. Элляй или Эллей (псевдоним). С подстрочника. Подстрочник он составлял сам (язвили, что прямо подстрочник и писал). Нет, серьезные, ответственные стихи он сам писал, якутские сказки переводил. А проходные отдавал. Мы до сих пор вспоминаем по случаю:
Теплый дом наш в непогоду
Мил особенно для нас.
Трудно в это время года
В путь пускаться в поздний час...
А еще они переводили историческую поэму и вот уж резвились!
И Лены-реки переменчивый вал
На гребень якутскую письменность взял...
Ну да, ха-ха! У якутов письменность была!
А она была. Раньше чем у нас.
Древнетюркское письмо (орхоно-енисейская письменность) — применялась в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э. Алфавит был буквенный.
Использовалась литературным языком того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей.
Орхоно-енисейский язык был литературным языком Тюркского каганата (552—603), который образовался после гибели державы хунну на Востоке.
В 1889 году найден памятник с эпитафией Кюль-тегину («прекрасный принц»), текст расшифрован 1893 году датским учёным профессором Вильгельмом Томсеном. Памятник содержит ценные исторические сведения.
Древнетюркский памятник в честь Кюль-тегина
Каиржанов Абай - ритмический перевод (VIII в. н.э.)
Когда вверху возник свод синий Тенгри,
а лоно бурое Умай сотворено внизу,
меж ними род людской был порожден и жил.
Они закон и власть над общим Элем тюрков
Установили, берегли и высоко держали...
Эль — это держава, царство.
Ученые считают, что культ Тенгри поддерживала знать, рыцари-кочевники. Каганы получали власть от Тенгри, они же и совершали ему ежегодные общественные моления, и сами были шаманами, как и основатель династии Ашина. Скотоводы попроще почитали близких и доступных местных богов.
Все это конечно древности, история, но якуты потомки древних тюрков, и культ Неба-Тенгри они сохранили.