gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АКТУАЛЬНОЕ

«Подобно Гермесу у древних греков, шаманы ненцев, нивхов, юкагиров, селькупов и других народов в XIX – начале XX века служили проводниками душ умерших на тот свет...» Правильно, а сам Гермес откуда взялся?

Этнографы говорят, что некоторые ритуалы могут совершать простые граждане, но только не проводы души в преисподнюю. Душа умершего может и прихватить с собой еще кого-нб из семьи. Приглашенный кам ловит душу покойного бубном, как бабочку или птичку, прижимает к полу, несмотря на ее стоны и вопли, и отправляется с ней в долгий путь. Бубен и пение звучат все тише, глуше... они уже глубоко под землей... вот их встречают души умерших. Они не хотят принять новую душу в свою компанию! Шаман их упрашивает, заговаривает им зубы — все напрасно. Остается одно средство: угостить всех вином, все развеселятся, обрадуются, и дело сделано. Шаман может возвращаться на землю.

У других народов шаман с подопечной душой мог вечеринкой не отделаться. Где-то подземный мир представлял собой длинную реку, по берегам которой, как на земле, в привычных стойбищах обитали э-э... мертвые, и надо было доставить усопшего к родичам, к предкам. Некоторые считали, что там все как здесь, те же труды и болезни, и даже смерть. Оттуда души перекочевывали в третий мир и дальше, душа мельчает, пока не обратится в птичку, в комара, в прах. Печально...

А то приходилось пробираться среди обрывистых скал по водопадам и порогам, злобные духи из параллельных миров (подземный мир тоже был многоэтажный), готовые сожрать и шамана, и его ношу. А иногда по пути встречалась заблудшая душа живого человека, который там, наверху, болел; желательно было ее прихватить и вынести к свету.
У некоторых народов под влиянием ламаизма то ли под землей, то ли под водой расположилось царство Эрлик-хана. Это в общем-то не ад, но иногда Эрлик берет душу в рабство или посылает на землю вредить людям. Но, как правило, Эрлик-хан сам по себе, мертвые сами по себе. Многие верили, подобно телеутам, что двойник человека после странствий под землей возвращается к тому божеству, которое и послало его на землю.

Двойники умерших камов как правило остаются на земле, поселяются где-нб в скалах, ожидают себе почитания (а то ведь и болезнью накажут), избирают из родственников будущих камов. Иногда душа его даже вселяется в будущего шамана. Изображение шамана-предка помещали на почетном месте в жилище, кропили вином. Душа предка может сопровождать кама в виде рукоятки бубна или колотушки.
В.Басилов полагает, что культ предков вообще образовался из почитания предков-камов.

А вот грустная история на тему «наша служба и опасна и трудна...» Одна манчжурская шаманка возвращалась из царства мертвых с душой освобожденного мальчика. Ей встретился дух покойного мужа, который потребовал, чтобы она воскресила и его. Она отговорилась, что плоть его давно истлела. Он стал ей угрожать. Тогда она с помощью духов-помощников сбросила его в город мертвых, откуда нет возврата...
Сама она проболталась или духи наябедничали, но свекровь пришла в ярость: ты во второй раз мужа убила! - подала в суд, и ее приговорили к смертной казни. Император (китайский император-манчжур, может предпоследний), утвердил приговор.

Разумеется, проводы усопшего сопровождались жертвоприношениями. Не считая поминок сразу после смерти.
Это все похоже и знакомо.
Tags: антропология, шаманизм, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments