gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АКТУАЛЬНОЕ

«Господи! И с одной душой тяжело человеку!» (А.Грин, по памяти)

Сколько же душ у человека? Три — еще туда-сюда. У нас считается столько же: жизнь (дыхание), душа (личность) и дух. Именно он и отделяет нас от животных. Дух — то, с чем взаимодействует (если захочет) Бог. Или кто-нб еще...

У хантов и манси, по слухам, у мужчин семь душ, у женщин — шесть. Многовато...
«У меня был Ка». В.Хлебников. «Народ Маср знал его тысячи лет назад».
Это египтяне. «И он заставит мое Ка вечно терзать Ба в вечных мучениях». Не помню откуда.

Похоже на совесть, да? Но совесть, скорее всего, сравнительно новая функция надстройки над личностью, Ка Хлебникова - «это тень души, ее двойник, посланник...»
Какие все-таки молодцы теософы, придумали Хлебникову, о чем ему писать. Жаль, они были не очень образованные, и к ним привязывались всякие идеологические проходимцы. Так и хочется еще цитировать...
«в дни Белого Китая Ева, с воздушного шара Андрэ сойдя в снега и слыша голос «иди!», оставив в эскимосских снегах следы босых ног, — надейтесь! — удивилась бы, услышав это слово». Вот это неправда, у эскимосов было свое название для третьей души, и Еве полагалось бы его знать.


На старинном рисунке, обратите внимание, у шамана медвежьи лапы и оленьи рога. На сапоги или валенки нашивали медвежьи когти, потому что шаман в своем странствии "становился" медведем или оленем, когда нужно...
Нет, для совести немножко было б рано, её и у древних греков днём с огнём искали, не помню только, нашли или нет. В родовом обществе её занимает общее знание, что хорошо, что плохо. Миссионеры, исламские и православные, пытались как-то отделить в переводе «хорошую душу», праведную, от «плохой» - грешной. Получилась страшная путаница, на которую туземцы, скорее всего, не обратили внимания. Если человек поступил плохо, украл, убил, шаман этого человека найдет, и род его накажет по обычаю — изгонит, опозорит, заставит оплатить конями или оленями. Может и убьют, если так положено. Совесть не может быть продуктом эволюции, очень уж это неудобная вещь. Не «лучший дар природы вечной, дар бесценный, дар святой...»

Даже на одном Алтае разные люди называют эту субстанцию (отчасти материальную) разными словами и даже понимают под ними не совсем одно и тоже. В любом случае, это «душа индивидуального образа», «душа, которая бродит вокруг», «душа, отделяющаяся от тела умершего». Двойник умершего взрослого на 40 день должен отправиться к другим умершим, и тут без шамана никак. Шаман должен проводить его вниз по реке или каким-нб другим путем (души младенцев по некоторым сведениям возвращаются к божествам), и там, если все обошлось благополучно, двойник называется уже как-то по другому и с живыми не общается. Если переселение не удается, двойник может превратиться в злого духа, поселиться в доме, вредить семье, особенно детям, и это очень плохо. Потребуются новые жертвы, новые камлания, чтобы успокоить это Кентервилльское приведение.
Tags: антропология, шаманизм, этнография
Subscribe

  • лытдыбр

    Закончила печатать роман, осталось добить эпилог, вычитать по возможности опечатки. В одной из прежних книг уже нашли одну: персонаж из палеолита…

  • только детские книги читать

    Ничего себе они там в своих молодежных субкультурах! Внук просит рассказать, как я понимаю глубинный смысл стихотворения Бродского "Два часа в…

  • Только детские книги читать...

    У АРХАНГЕЛЬСКОГО ГОРОДА, У КОРАБЕЛЬНОГО ПРИСТАНИЩА Наши дочери побывали в Архангельске, это, оказывается, чудесный город с богатой творческой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments