gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АКТУАЛЬНОЕ

Дуализм, мне кажется, возник одновременно с разумом и речью. Мысль становится «мыслью второго порядка», когда гомо сапиенс, обдумывая текущие дела — как мы вчера яму рыли, осталось ли немного мяса от вчерашней антилопы гну, куда это подрал Рыжий, не надо ли за ним — вдруг видит со стороны: вот, я сижу и думаю, как мы вчера яму рыли... и кто этот Я? кто думает, как мы вчера... или кто думает, что вот кто-то думает, как...?

Так впервые на планете произошло раздвоение личности, дуализм — отражение, рефлексия, или совсем умное слово: рекурсия. Кто смотрит на меня из зеркала? Неспроста зеркало до сих пор древний мистический предмет, писатели-романтики на нем оттянулись, не так давно «Джонатан Стрендж и...». А пока не было зеркал, человек смотрел в лужу и скалил зубы (как крошка енот): ты чо дразнишься? Ты кто такой?



Как назвать «двойник»? Потапов рассматривает термин кут — слово это встречалось в средневековых письменных источниках и переводилось «счастье», «благодать», «удача». Цитирует Ж.П.Ру: «Кут — причащение жизнью, жизненная сила, душа, приходящая с Неба». Встречается в декларациях каганов. Может, это именно ханское достоинство? Но при этом о самой простой бездетной семье говорят: люди, не имеющие кут на детей». Так что это «дар»? Кут посылают высшие божества, Ульгень и его сыновья; впрочем, могут и местные божества, и своя гора. Если шаман попросит.

Все-таки кажется больше принято тюркское слово «jула», «чула». Не шаман скачет на медведе, а его «чула» на «чула» медведя, привязанная к его жестяному силуэту на робе шамана. Кстати, в утешение марксистам-материалистам, которые до недавнего времени решали, что можно публиковать, а что нет — все чула так или иначе материальны. И якуты, и телеуты, и прочие малочисленные народы Севера и Сибири — стихийные материалисты.
Такой забавный фактик. Когда ребенок рождался, первый вопрос был: «Нужный или нет?» Мальчик — нужный, продолжатель рода, будет охотник, скотовод, промышленник. Девочка уйдет в другую семью, имеется в виду большая семья, род: «в дальний наслег, к огонёру-тойону, стройная кыз, напевая, уйдет» И.Уткин.
Другая форма вопроса: «Козла будет стрелять или козу доить?»

Включение ребенка в общественную жизнь происходит, когда он начинает осознанно говорить. Тогда матушка Умай оставляет его, его младенческий кут-зародыш, когда-то посланный родителям неким божеством, превращается в индивидуального двойника ребенка, у него появляется «осознание своего «я», как бы раскол его существа надвое».

Понятно больше половины. Дальше откуда-то берется «чула».
Tags: антропология, шаманизм, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments