gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АКТУАЛЬНОЕ

Сценический костюм шамана — он необходим? Он нужен, «как птице крылья для полета»? Тем более он и есть крылья, и для полета? На нем и настоящие перья, и железные птички. А без него не полетит?
Не сразу полагался шаману обрядовый костюм; он сначала должен был показать, что с духами на «ты». Первое, что он мог заслужить, это колотушка от бубна, потом головная повязка, потом кажется обувь... и только потом бубен с новой колотушкой, и уж тогда мог мечтать о плаще и короне с рогами...
И вообще с начала XIX века костюмы беднеют, упрощаются. Говорят, в древности роскошный ритуальный костюм был обязателен, а в XX уже на рабочую одежду нацепляли шнуры и подвески, или на голову что-то странное повязывали, либо женскую куртку набрасывали, либо свою выворачивали наизнанку (в выворотный мир идут, ага).


В театре Шекспира главные актеры одевались роскошно, в парчу и бархат. Поклонники дарили им свою придворную одежду, оставляли в наследство весь гардероб. Да и сами любимцы публики заботились выглядеть богатыми, успешными. Вельможи давали им на спектакль настоящие драгоценности. Начинающим перешивали что-нб из обносков.
У Мольера было то же самое. Потом костюм стали делать по роли, исторический, героический, сатирический — тут и выяснилось, что крашеная марля и расписаный масляной краской сатин производят впечатление не хуже, а фантазию художника ничто не ограничивает. Особенно если художник, скажем, Экстер.

Кто первый попробовал ставить Шекспира в том же, что носит почтеннейшая публика? Кто-то в начале XX века. С тех пор этой новинкой то один театр, то другой пытаются ошарашить зрителя, но не всегда получается. Теперь вот еще повадились голыми выходить, если не все, то главный... но к шаманам это не относится.

Якутский шаманский костюм недвусмысленно изображает птицу. Плащ или кафтан обшит бахромой по вороту и подолу, сзади бахрома почти до пола — это хвост. На рукава нашиты железные пластины - «кости предплечья птицы и маховые перья».
Погодите, а ручки-то, ладошки?
На груди изображены ребра, тоже железные, грудная кость, на спине иногда хребет...
В «птичьей шкуре» шаман летит, куда захочет.
Однако наряду с птичьими в облачении проступают звериные черты... даже у самой явной птицы — оленьи ноги, железные копыта. Все равно одежда шилась из шкуры марала, оленя, лося, жертвенного животного, ее старались меньше кроить, сохранить цельной. И на плечи пристраивали «небесного оленя рога», железные: у якутов, селькупов, кетов, бурят.
«Корона» и вовсе была рогатая.
И и звериные, и птичьи черты одинаково древние.
Ужасно соблазнительно что-нб такое замастачить, но надо себя удерживать: возни сколько, куча времени, а потом будет валяться не год, не два, не пять... пробовали уже.
Tags: история, одежда, шаманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments