gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

АКТУАЛЬНОЕ

Нам, конешно, дело до нашего шамана Саши (правильней говорить «оуюн», а не шаман). Вот сидит он дома, и очень может быть в страшной ломке, и ждёт корифеев психиатрии, что они скажут? Нормальный он или ненормальный, а если да, то в каком смысле? Для своей должности он годится, а так, вообще?

Полевые исследователи первой половины прошлого века сообщали:
Настоящие шаманы прежде всего нервнобольные субъекты, у которых нервозность развита в известном направлении...
Шаманство — это форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых...
Только нервнобольной человек, в которого постоянно «вселяются духи», мог без опасений за собственное здоровье лечить людей, заболевших от «вселения духа»...
Шаман... это нервнобольной человек, которому навязана коллективом рода своеобразная медицинская функция — воспринимать в себя из больных людей данного коллектива демонов болезни.

Эти этнографы своими глазами видели шамана в трансе, длившемся часы и сутки, непостижимый танец в тяжеленной одежде и полную отключку в самый ответственный момент.
При том что профессия была в какой-то степени наследственной...

3 октября (32)
Явно кто-то шаманил в Лосином острове:)
Со временем наука отклонила представление о больной психике шамана, но...
Так как? Здоров ли шаман?

Бóльшую часть своей истории человечество духовно и культурно возрастало внутри данной традиции. Разнесло ее по материкам и островам. Сохранило живой и действенной, не заметив крушения могущественных религий, оставивших памятники, в том числе письменные! А как быть с океаном фольклора, с архетипами и вечными общими сюжетами? Это что, навязчивые сны неврастеников? (Правда, Фрейд с Юнгом, кажется, так и думали).

В.Н. Басилов задает эти вопросы, сообщив предварительно, что «помимо разнообразных способностей занятие шаманством требовало и крепкого здоровья. Эскимосы признавали шаманами лишь здоровых людей. Ненецкому шаману полагалось иметь крепкое телосложение...»
По жизни шаману полагалось быть умным, просто умным, добычливым охотником, мастером, умельцем. Его дело было предсказать приход рыбы и зверя; но и настрелять-наловить он мог больше других. Тем более, что прокормиться шаманством было нельзя. Плату за камлание не брали. Делились жертвенным мясом, и то хорошо. Шаманские семьи редко были богатыми.

Не удивительно ли? Не чудесно ли? Когда-то глубоком прошлом люди вдруг, переглянувшись, поняли, что они какие-то другие животные. Что они видят... осознают... не только лес и степь, но и себя. И конечно они сразу представили, что всё вокруг тоже себя осознает, каждый камень что-то такое себе думает, а дерево напевает, а лев и жираф так и обращаются к нему с прямой речью. И стали они жить, не как прежде, а осознавая свою гармонию с природой. Как господин Гёте: «С природой одною он жизнью дышал...» (кажется Баратынский). Только у г-на Гёте был уютный домик с камином, панталоны, фрак, жилет и пенсион от местного князька. А голому «иногда и в Африке холодно бывает», да и голодно, крокодил не ловится, на кокосы грибковая эпидемия напала. И стали они взывать к Природе: эй, мать, ты что?!

И вскоре выяснилось, что некоторым Природа отвечает охотнее, чем другим. То ли они звали дольше, то ли кричали громче...

Так произошло первое разделение труда — на интеллигенцию и народ. Так и сохраняется. У скотоводов, кочевников, собирателей почти в первозданном виде. Это у земледельцев завелись религии, там все сложнее.

И вот, когда растерявшийся человек воззвал к «глубинному народу», Глубинный Народ пошел ему навстречу.
Tags: Метрогородок, история, шаманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments