Вот и в Китае обращенных в христианство стали считать «иноагентами». Тогда эти люди создали доктрину «трех самостоятельностей»: самоуправление, самообеспечение, самообучение. Как-то они существуют и сейчас.
Стихийное китайское христианство, несторианское, пережило свой звездный час во второй половине XIII века. Тогда двое монахов-уйгуров прошли от Пекина до Багдада, практически по широте пересекли весь азиатский материк, а один из них, Саума, отправился дальше, в Византию, затем в Рим, в Париж и Бордо. Почти вся Ойкумена!

Некоторые пункты их путешествия отмечены зелеными кружочками
В Англию не попал, потому что с английским королем Эдуардом I побеседовал в Гаскони. Вообще-то они хотели в Иерусалим. Но не получилось...
Зато обстоятельно поговорил с папой римским Николаем IV на богословские темы. Время было такое: Марко Поло оттуда, Рубрук туда, Плано Карпини тоже... Время такое было интересное. Европа продолжала надеяться, что помощь против арабов придет с Востока, от мощной империи чингизидов. От сказочного «Кубла-хана», внука Потрясателя Вселенной...
Хан Аргун, внук Хулагу (брата Хубилая), писал папе Николаю, предлагая совместно напасть с двух сторон на «сарацинскую землю» (Сирию), которая разделяет монголов и христиан, захватить ее и поделить. Мечты, мечты...
Все эти прекрасные вещи прекрасно изложены в сирийской рукописи «История мар Ябалахи III и раббан Саумы», найденной, исчезнувшей и опубликованной в 1888 году.