gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Продолжаю читать книгу о проблемах религии в Китае.
«В Китае все люди китайцы и даже сам император — китаец...» Г.Х.Андерсен
Как выяснилось, это не совсем так; во времена Андерсена император был манчжур и все главные люди тоже, они незадолго до этого Китай завоевали. Последний император тоже был манчжур.
Но в общем смысле, да: «В Китае все люди китайцы и все религии тоже китайские».
Но люди в Европе долго считали, что в Китае вообще нет религии, а только «духовные предрассудки и предубеждения». А конфуцианство они не считали религией, какое-то оно им казалось бездуховное. Потому что политические смуты, потрясавшие страну до самой сердцевины, отнють не привели к расколу на традиционные и протестные формы. В основе религиозных догматов политика была уже заложена. Если император переставал устраивать Небо, оно отзывало у него Небесный Мандат на императорство, и теперь каждый порядочный человек (китаец) имел право его изгнать или убить. Зачем же менять такую правильную систему взглядов? Главное, чтобы не прекращались жертвы Земле и Предкам.

С этим положением должны были разбираться Марко Поло, Рубрук, Плано Карпини и миссионеры-иезуиты. С удивлением или удовольствием они узнали, что христиане в Китае уже были раньше? Там обнаружилась несторианская стела VIII века (танский период), на которую каждый может посмотреть еще здесь. Конечно, Вольтер сразу объявил ее «иезуитской подделкой». Ну, этот товарищ всегда выступал в роли третьего охотника, который крикнул «Блин!»
А создатель памятника прекрасно разбирался в доктринах христианства, буддизма и даосизма, притом был блестящим каллиграфом, и стелу посещал великий Су Дун-по в XI веке.
Помимо христианства китайцы спокойно терпели манихеев и маздаистов. Что сказал по этому поводу Бо Цзюйи, мне узнать не удалось.

А как же мы? Иезуитов сменили протестанты, а православные где же? Бичурин, о.Авакум у Гончарова на фрегате Паллада? Православная миссия находилась в Китае с начала XVIII века. Тогда, после несчастного для обеих сторон столкновения русских с китайцами на Амуре у крепости Албазин, в плену оказалось сколько-то русских пленных, и для них разрешили приехать православным священникам. По уговору они могли «обслуживать» только этих людей и их потомство, так что они оставили след только в российской и мировой науке.
Tags: Китай, история, книги
Subscribe

  • книги

    Очередная глава, вставленная позже "Трамвай №7 взвизгнув, тормозит, поворачивает и устремляется к остановке. Не успев подумать, профессор встает,…

  • вот такое кино...

    Тема послевоенной жизни слегка прирастает эпизодами, отчасти из воспоминаний про дом 8 на М.-Э., реалиями, именами. Развивается тихий роман героя с…

  • (no subject)

    В общем, не было забот, дописала фантастический роман, распростилась с любимыми героями, всех их хорошо устроила. Все по порядку выложила в ЖЖ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments