gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Пока тема себя не исчерпала...
Кто-нб из присутствующих проходил еще «Три источника и три составных части марксизма»? А мы вот да. И сдавали. Может, даже вспомню, что это были за источники. Но суть не в марксизме, а в магическом числе «три» (все помнят, что оно так и произносится во всех европейских языках, и кажется не только?) В этом глубокий смысл, потому что табуретка стоит на трех ногах. На двух не устоит, а четвертая для понту: еще и подгонять надо, и на кривом полу качаться будет.

Дервиши 2.jpg
У стиля бохо только что с изумлением обнаружили третий источник. Первые два, понятно, покрывала амишей и наши родные лоскутные одеяла. Третий – если кто уже знал, скажите – одеяния дервишей в Средней Азии. Наверно, и в Персии, и еще много где. Их еще называют «факирами». Или «нищими». Но это, как видите, отнюдь не жалкие побирушки: вполне респектабельное сословие. Они и врачеватели, и гадатели, и знатоки писания, словом, интеллигенция, народный противовес официальным служителям культа.
Да просто вспомните дервиша хаджи-Рахима из «Чингиз-хана». Между прочим, Саади тоже ушел в дервиши, когда решил полностью посвятить себя поэзии.

Вчера я уже написала, что маленькие картинки Верещагина захватывают плотностью, насыщенностью впечатления.
Современников поражала новизна информации, но мы-то эти юрты, изразцы и наряды уже где-то видели. Тщательная проработка обманчива: если уткнуться носом в глубину пышной рамы в форме корыта, видишь, как тонок живописный слой: тонкий холст местами просвечивает – там, конечно, где положено быть именно его цвету. Кисть художника только раз касается нужного миллиметра поверхности; никаких переписываний, уточнений, изменений... феноменальное чувство цвета и снайперская точность.

Это относится ко всем этнографическим этюдам, палестинским, крымским, но к среднеазиатским в квадрате. Хотелось бы проверить на нейтральном зрителе...
М.б. дело в том, что он там не странствовал, а сражался, мог погибнуть, видел погибших? Слышал страшные истории о гибели тех, с кем успел скорешиться? М.б. в этих открытках жизнь и смерть, в этом тайна их энергии?

Дервиши 1.jpg
Да, так лоскутный стиль. Халаты факиров состоят из многих слоев крошечных лоскутков. Это не прямое следствие нищеты, это, можно сказать, форменная одежда. Каждая новая заплатка нашивается с молитвой, так что рубище в целом – неоднократно прочитанное писание, сами знаете какое. Посмотрите на правую фигуру на левой картинке... ах, как это написано! Все эти надорванные вывернутые лоскуты... мастер, одно слово!
На одной из парных картин с воротами – на одной два сарбаза в казахских штанах, на другой два нищих с калабашами – можно не показывать, все знают – на той, где два нищих, сидящий нищий, как говорится в аннотации, «занят тем, чем занято большинство людей в свободное время». Нет, он не бьёт вшей, как может показаться; он латает халат у ворота прямо на себе.
Как еще написано, среди заплаток можно увидеть русские фабричные ситцы, местные ткани кустарной набойки, иранские... не запомнила что. Наверно шелковые.
А этот, который прислонился к стене – на нем целый палас, или полпаласа. Красиво...
Tags: Верещагин, Самарканд, живопись, искусство, история, одежда, художники, этнография
Subscribe

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    Книгу "Лето целого века" дочитала до середины и пока отложила. Кажется, прежний читатель тоже, больше ничего не подчеркнуто мягким карандашом. Вот…

  • только детские книги читать

    Вот что читают наши дети, ровесники века. Дали почитать ненадолго. Сами читали очень активно, помечали и подчеркивали. Начинается 1 января 1913…

  • вот такое кино

    Все пытаюсь закончить верстку старого своего романа про сына Артура, кажется остается на пару дней, и вдруг опять проблема. Главное, не укладываюсь в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments