gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

Журнал «Пионер»

Вот сейчас кажется, что радикально новая жизнь началась в журнале, когда в него ворвалась, как фейерверк, Ирина Павловна Уварова... не знаю, может она и раньше публиковала статьи об искусстве, о театре — но это был мощный материал, на несколько номеров: «Приветствую тебя, козел на веревке!»
Про театр.
Ученица Евреинова, она утверждала, что театр возник в мире, т. е. в античном мире, в противовес религиозным действам с жертвоприношениями. Сначала человеческими. Потом приличные народы заменили пленника или царскую дочь на овечку, телушку, козла или тельца. Но, во-первых, это было неинтересно, потому что каждый, кому позволяли средства, резал себе откормленного тельца по мере надобности, а человек — это же целый мир, убийство человека перед большой толпой, во благо полиса — трагедия, сильное переживание, катарсис. А от козла — какой же катарсис? Разве что он дрессированный. Можно устроить драку боевых козлов, козлиную корриду...
Я не помню содержание статьи. Наверно, о том, как наряженные жрецы в масках изображали Диониса и других богов, а потом оказалось, что светские (или штатские) актеры справляются не хуже, а у них и голоса могут быть лучше. И вот, пожалуйста, античный театр: пьеса о подвигах, страданиях и гибели героя-человека... а дальше весь европейский театр.

Уварова.jpg
Уварова знала не только про театр, а просто все про все в искусстве. Мне досталось искусство керамики, начиная с первого печного горшка, когда и печи еще не было... Вообще, как выяснилось потом, главным ее увлечением был кукольный театр, она все про него знала, издавала позже журнал «Кукарт», написала книгу о рождественских вертепах («Вертеп: мистерия Рождества» (М.: Прогресс-Традиция, 2012) и участвовала в создании первого в советское время вертепа «Три человека начали реконструировать из праха вертепное действо в советской Москве 1980 года: режиссер Виктор Новацкий, фольклорист Дмитрий Покровский — и художник Ирина Уварова» (сайт Новой)
Уварова 2.jpg
Мы с ней легко нашли общий язык, встречались просто так, в гостях друг у друга, еще работали вместе, и в Пионере, и в другом месте...
Ирина дружила с Инаей Бабенышевой и вообще, как выяснилось, практически со всеми и известными диссидентами. Она вышла замуж за Юлия Даниэля, когда он вышел на свободу, ее дом превратился в постоянный штаб (если до тех пор им не был). Они жили на всю катушку, пока Юлий не заболел. Болел он долго и тяжело...
В статье о театре Вахтангова, о постановке «Принцессы Турандот», Ирина написала что-то типа «в то ужасное, безнадежное, тяжелое время...» Наталья Владимировна сказала тогда своим мягким, как бы извиняющимся голосом: Ну что вы, Ира! Как можно так говорить? Это было такое прекрасное время, мы были так счастливы! - «мы» были провинциальные девушки, приехавшие учиться в Москву. Они жили в ледяных нежилых помещениях, в одежде, в которой приехали, на голодном пайке — но они учились, они бегали на встречи с поэтами, на диспуты, на спектакли, может на ту же «Принцессу»... Ирина задумалась...
Много позже, после войны уже, Н.В. ездила в Ленинград в служебную командировку. Тогда были карточки, но были и коммерческие магазины, и конечно были места для особых людей, ведомственные столовые. - Без карточек продавали только мороженое, - говорила Н.В., - в обед я покупала стаканчик...
Tags: Ильина Н.В., Наталья Владимировна Ильина, Пионер, журнал "Пионер", театр
Subscribe

  • ботаника

    По слухам, в старинном парке при величественном замке обязательно были солнечные часы. Возле них можно было, как и у фонтана, назначать свидания.…

  • ботаника

    Симметрия - основа искусства! Композицию с аркой по главной оси выстроили мы с Таней (она внутри), а что на небе, они уже сами распорядились...…

  • ботаника

    Зеленое, зеленое... Плоды маньчжурского ореха зреют где-то на задах подсобки. яблочки, меленькие такие. Их почти и нет, неурожайный год.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments