gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

КНИГИ

Эрнст Гомбрих
Символические образы
Очерки по искусству Возрождения
Цитаты из Гомбриха без кавычек

Все еще пытаюсь разложить по полочкам интеллектуальные игрушки, которыми тешились болтуны и богомазы Высокого Ренессанса. Марксистско-Ленинское искусствоведение убедило себя и убеждало нас, что Возрождение обнаружило в античности, т. е. в обломках на римском форуме, идеал человека, т. е. здорового цветущего Тела, которое ханжи монахи тысячу лет скрывали и даже правильно рисовать не давали. А потом из погибшей Византии прибежали в Рим, Венецию и Флоренцию ученые греки и стали учить греческому и читать Платона и Аристотеля. И тут произошло Возрождение, т. е. стали рисовать красивых и голых.
Не совсем понятно, причем тут греческий язык, если им тело понадобилось, шли бы в баню. Но без Платона было нельзя. Как раз у неоплатоников Человек — именно «Крайня степень вещества», и Гуманность (Humanitas) — это не «милость к падшим», а Полное раскрытие возможностей, заложенных в личности, как у Конфуция (но включая танцы и фехтование)...


Само неоплатоническое представление об иерархии, связывающей Бога с чувственным миром непрерывной цепочкой существ, готово было впитать платоновские идеи и отвести им место в сверхнебесных сферах... блаженный Августин поселил платоновские идеи в уме Божества.
Полифил 15.jpg
Из книги Ф.Колонна «Гипнэротомахия Полифила»
Символизм, как мы читаем у (некоего) Джарды — форма Откровения...
«Он сказал — и словом все стихии, а в стихиях все виды вещей, все животные на земле, все роды рыб в воде, все разнообразие птиц в воздухе, все твари огненной сферы... (и т. д.)... и сделал их, и сотворил, и поместил в Библиотеку этой Вселенной...
и эта книга природы, если ее правильно прочесть, подкрепляет и дополняет Писание.
Сразу вспоминается лучшая книга из нашей новой коллекции - «Внутренняя рыба», вернее бы «Наша внутренняя рыба». Гораздо убедительней рассказывает о Величии Замысла Божия, чем потуги эзотериков прочесть плохо срисованные иероглифы:
«Это тайное знание с начала рождения мира было известно мудрейшим первоначальных времен; от них исходит обычай составлять образы, который передавался через последующие века пишущими почти всех народов и дошел, наконец, до нашего времени, кто, сведущий в древностях, не знает о двух памятных столпах — один из кирпича, дабы противостоять огню, другой из мрамора, дабы не страшился воды — на которых все науки написаны и выбиты на потребу последующим поколениям?
Ибо с этих столпов египтяне заимствовали превосходное учение об иероглифах...»
«Когда египетские жрецы желали выразить загадочное, они прибегали не к мелким буковкам, но к целым изображениям трав, деревьев или зверей; ибо Бог ведает вещи не путем умножения мыслей, но как чистую и твердую форму самой вещи...» Марсилио Фичино.

До нашего времени — еще бы, сама слышала от умного человека с высшим обр. (естественным), что египетские жрецы, прозревая гибель цивилизации, все-все-все знания зашифровали в картах Таро и отдали дикому бродячему племени, в уверенности, что уж эти-то выживут...
Tags: Гомбрих Э., искусство, история, книги, философия
Subscribe

  • лытдыбр

    Почему-то наезд на историю в школе меня совершенно не взволновал. Тем, кто преподает в хороших вузах и продвинутых школах, конечно, не позавидуешь,…

  • про прошлое

    Кажется, я вчера перемудрила, разговаривала на эзоповом языке сама с собой. Мне-то казалось, что весь мир занят дискуссией Путина с Зеленским на темы…

  • про прошлое

    "Бредовые конфабуляции" - так это называлось в старой психиатрии, сейчас может как-то иначе, заковыристей. Это когда человеку отшибло память напрочь,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments