gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

КНИГИ

Эрнст Гомбрих
Символические образы
Очерки по искусству Возрождения
Цитаты из Гомбриха без кавычек

Рождение Венеры

Что у них в голове творилось? Чем они занимались в свое мрачное жестокое время? И не говорите про высокодуховные средние века: нескончаемые гибридные войны, эпидемии, полуголодное существование большинства, детская смертность, городская скученность, клопы и блохи... Узаконенная несправедливость, фактически признанная кровная месть, инквизиция и повальное невежество всех, кто не в нашей компании, не за столом Лоренцо Великолепного... Красота спасет мир. Т.е. девушка в прозрачном платьице или без.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали у Блока - дней грядущих. В которых мы кстати живем. Долговременный обман.
Пусть будет...
Вечно-сущий
Сине-розовый туман.
Эти сине-розовые вездесущие тараканы, надо думать, со временем мутируют в настоящие точные науки, в семиотику и другие интеллектуальные штучки. А пока Фичино раскрывает духовный смысл в «Рождении Венеры».

Гомбрих разворот.jpg
Начинает он с «Теогонии» Гесиода, в которой появлению богини предшествует здоровая первозданная похабель, ну как почти во всякой языческой мифологии. Но для орфика-платоника, который Апулея трактовал почти как «Путь паломника», ничего сложного в этой науке нет:

«...божественный дух пьет и сперва раскрывается в себе; потом изливается в душу и материю, которая зовется морем по причине движения, времени и порождающей влаги. Как скоро душа таким образом оплодотворяется, она создает Красоту внутри себя; восходящим движением обращения в сверхразумное; и нисходящим движением оно порождает прелесть чувственного в материи. Это обращение в Красоту и рождение ее из души зовется Венерой. И во всяком аспекте и во всяком роде Красоты присутствует удовольствие...»
Автор (Гомбрих) сам в этом пассаже не разобрался и предлагает еще источники вдохновения Ботичелли, поэму Полициано и конечно видение Изиды-Венеры у Апулея, или у него же Суд Париса, описание вымышленных картин (такой был литературный жанр в поздней античности) у Овидия. Кажется, он подводит к мысли, что программа изображения собиралась как лоскутное одеяло — оттуда, оттуда и отсюда. И вообще речь шла о разрушении канона, о превращении художника из мастерового в философа. В таком статусе у живописца была развилка: податься в науку, как Леонардо, или примкнуть к эзотерической поэзии, которая тоже была наукой:

«Золотой век вернул свет Свободных Искусств, дотоле почти исчезнувших: Грамматики, Поэзии, Риторики, Живописи, Зодчества, Музыки и древнего искусства Пения под Орфическую Лиру».
Ботичелли вступил в гильдию живописцев только под конец активной карьеры.
И кстати другим патроном Боттичелли и близким другом Фичино был родственник Америго Веспуччи. Не мир тесен, а слой тонок... Мир как раз очень даже расширялся.
Tags: Гомбрих Э., живопись, искусство, история, книги, философия, художники
Subscribe

  • вот такое кино

    Все пытаюсь закончить верстку старого своего романа про сына Артура, кажется остается на пару дней, и вдруг опять проблема. Главное, не укладываюсь в…

  • про все разное

    "Мы возродим рыцарство! - В каком смысле? - В настоящем, в конском..." Г.К.Честертон. Возвращение Дон-Кихота. В дворике с игрушечным ягуаром,…

  • ботаника

    Где-то там стоит домик-крошечка Он на нас глядит в пол-окошечка... Летом в Богородском набрели. Первый этаж с видом на проезжую часть, а люди так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments