gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Пытаюсь осознать свои переживания в связи с выставкой Цай Гоцяна. Только вспомню — возникает ощущение тяжести: словно этот странный малый ворочает тяжелую глыбу... и эта глыба мы, наша страна, наше прошлое и его прошлое, с которым он пытается что-то сделать. Как-то его понять, куда-то пристроить. Потому что, когда он подрастал, его семья под гнетом «Культурной революции» слушала советское радио, как мы - Голос Америки.
Отец был историк и художник. Традиционный. В те годы он рисовал на спичечных коробках, чтобы никто не увидел, не донес.

Цай Жуйцинь (отец Цай Гоцяна)
А мальчик слушал, как замечательно, свободно живут русские, какой у нас во всем достаток, как развивается наше искусство, продолжая великое искусство передвижников. Когда он смог учиться живописи, он выбрал наставника, который учил именно русскому и советскому искусству. Пределом земной красоты для него было поле ржи с березкой... а потом он вырвался в Японию, и оказалось, что это отстой.

река, фрагмент
Забавно. В 57, кажется, году Мао провозгласил политику «Ста цветов»: Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто учений (как во времена Чжуанцзы, право слово!). Помню, в нашей семье это весело обсуждалось: какие молодцы китайцы! Не то что наши... Помню, мы купили на Арбате, там был магазин альбомов, репродукций, открыток, мы часто туда ходили — плакат с изображением всевозможных цветов в китайском стиле. Очень красивый. Повесили на стену, любовались. А Мао скрутил шеи всему и всем, кто попробовал расцвесть, и объявил Большой скачок в экономике, от которого люди ели людей и умирали десятками миллионов... А наши вожди старательно изучали китайский опыт.

В 1984 Цай Гоцян впервые создал картину с использованием пороха (знаменательная дата и для нас). Это стало ключевым моментом для художника: порох, как выразительное средство, был связан с Китаем, позволил художнику исследовать идею «случайности как средства», сделал взрыв частью искусства. Благодаря пороху Цай превратился в алхимика, делающего золото из грязи и пыли — это стало искрой, положившей начало его карьеры.
Выставка называется ОКТЯБРЬ — нормально через сто лет после одного конкретного октября. Художник ворочает пространствами, эпохами и стихиями. В тихих залах музея непрерывно грохочут пушки: это показывают видео прежних произведений. У наших, ног, под ногами — ЗЕМЛЯ, поле ржи почему-то, не самого китайского злака, дань детской мечте об идиллической русской земле.

земля (6).JPG
Над нами НЕБО, но в нем та же земля, только ее видно, потому что землю можно понять только, взглянув с неба (что-то в этом роде). На небесной земле отчетливо видна вполне чуждая нашим внукам символика. Слева от входа за колоннами по стене течет, изгибаясь река времени, созданная из взорванных газетных фотографий и плакатов...

река, фрагмент
Справа за колоннами Сад Будущего, специфического будущего...
сад с отражением
Tags: Китай, Цай Гоцян, искусство, музеи, художники
Subscribe

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    Книгу "Лето целого века" дочитала до середины и пока отложила. Кажется, прежний читатель тоже, больше ничего не подчеркнуто мягким карандашом. Вот…

  • только детские книги читать

    Вот что читают наши дети, ровесники века. Дали почитать ненадолго. Сами читали очень активно, помечали и подчеркивали. Начинается 1 января 1913…

  • ботаника

    Когда-то преподаватели живописи учили студентов смотреть живопись через дырочку в номерке или сквозь скрещенные пальцы. Если то, что вы видите,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments