gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Не берусь изобразить встречу Лугайла-Лионеля с Алардайсом. Они почти и не говорили. Первое, что спросил Лионель: - Как там Мордред?
В стане Артура от Мерлина знали, что с Лионелем и где он. Алардайс его искал. Ни о чем не расспрашивал и не звал к себе. Теперь они смогут видеться.
Осторожная Фея предостерегла от нежеланной встречи с неким существом... я неосторожно помянула Монсальват, и вылезло что-то колдовское, злокозненное, невыносимо возвышенное — вагнеровское, там была какая-то обольстительная ведьма, она потом раскаялась, как Спидола, и кому надо добрался до вершины горы, на которой стоит замок. Это все придумали позже, много позже. У истоков легенды было наверно страшное место — святилище друидов, где приносили жертвы, человеческие в том числе. Или храм митраистов.

книга 2 книга 2
Дальше суесловие безотносительно к сюжету. Пора переходить к другим героям, чтобы сосредоточиться... Читать не стоит.

Ничего удивительного, многие скандинавы и готы, которых не обратили в арианство, поклонялись Митре. Он считался воинским богом. Кажется, у Мэри Стюарт Амвросий, отец Мерлина, получает посвящение, омовение кровью жертвенного быка («причастие буйвола», Г.Бёлль, «Биллиард в половине десятого»). Храм мог возникнуть на месте древнего языческого святилища, (энергетические аномалии, зловещие предания, местные обходят стороной, чураются), и человеческие жертвы там совершались тайно и тем более щекотали нервы (тоже из М.Стюарт). Но вот был ли там замок на горе? Потому что «Монсальват» (некрасивое слово, скользкое) мог образоваться из примерно «Монт-сант-вальде», «гора священного леса». Это я сейчас сочиняю, а наверно все давно знают. Насчет горы... такие выходы, как это у мистиков, энергий, чаще бывают снизу, в пещерах, колодцах, источниках... в озерах. Колдовские озера — это логично: заманят, зазовут, заколдуют, закукуют, и ты вдруг на берегу Лебединого Озера, а где оно — никто и не скажет. Гору не спрячешь, каждый пастух скажет, где она и как ее обойти, а то там разбойники сидят. Нужна бестрепетная решимость и ясная мотивация. В поздних сказках гора бывает вообще стеклянная, а наверху в прозрачном тереме принцесса, плачет, бедная. Это разумно. Не то что смутное устремление «вперед и выше». Правда, у аланов, в нартском цикле, забираться надо именно в гору, выше всех окрестных физических вершин, а что ж там было-то? Кого-то освободить, кажется. Может чаши там какие-то были? Чаши у них были, замечательные, не хуже кельтского котла. Кто-то уже говорил, что это аланы всему причина, всему Артуровскому циклу.

Нам и дела бы не было до присвоенного немецкими романтиками расхожего сюжета, если бы не Вагнер и общеевропейское помешательство на некой «духовности» с типично немецкими чертами — безграничного самолюбования без капли юмора. На это клюнули теософы, и даже англичане со своими прерафаэлитами, хотя их артуровские персонажи бродят, погруженные в меланхолический сон, и наши простаки...
«Во вселенной Розы Мира Д. Андрева Монсальват это горная вершина, небесная страна «северо-западного человечества» (регион Бретани, Богемии, Рейна и Дуная) которую населяют праведные рыцари. Их святыней является Кровь Логоса, собранная Иосифом Аримафейским. Основателем Монсавальта является Титурэль. Соперником Монсавальта является замок Клингзор». Кажется, я доказала, что Клингзор и Монсальват выросли от одного корня, от священного дуба друидов, на котором прибиты конские черепа. Черепа закланных священных коней, на которых посвященные странствуют в ином мире. Немцы со своим Монсальватом доигрались до того, что обратились к древнему язычеству, прежним почвенным свирепым богам, клятвам, кострам и факельным шествиям. Не учли того, что боги и почва здесь были не их...
А у нас, на Руси, общее святое — град Китеж. Ближе к правде. Туда экскурсии водят, и портал кажется есть. У поляков, по Мицкевичу, тоже есть озеро с утонувшим городом — Свитязь. И слова похожие, одного славянского корня. Славянские глубины! Наверно, такие культовые озера были в каждом регионе. Только озеро легко зарастает и пропадает. А в Бретани город утонул в море, раз оно под боком, и еще кажется Нильс в таком побывал. Дело обычное...

Как рыцарство выдумали, это к Хейзинге, «Осень средневековья» и «Человек играющий». Максимилиановский доспех и т. д. А чего у нас теперь осень? Во что мы играем? На днях будет турнир у реконструкторов, международный, в Коломенском. М.б. внучки поедут, они любят фотографироваться с лошадками, как на Бородино. Там разрешали даже яблоками угощать. Только, наверно, билеты очень дорогие, как рыцарство само, из-за лошадей как раз. Овес-то нынче почем.

А почему никто не пытается реинкарнировать, т. е. реконструировать себя в средневекового ученого? Устроить себе в квартире выгородку по картинке «Святой Иероним», мантию сшить и шапочку с ушами — холодно было в домах... можно скинуться, заказать репринты старинных фолиантов, Тацита, Аквината... сначала пару-тройку, для виду переплести в кожу Диккенса, Лескова собр. соч., братьев Стругацких — встать в 5 утра, свечечку зажечь и садиться мыслить... на латыни, само собой.

Напоследок, чтобы еще раз помянуть добром Наталью Леонидовну, кусочек из ее любимого мудрого «Честертоши», из романа «Шар и крест». Если кто не читал — весь роман о дуэли убежденного католика Макиэна и пламенного атеиста Тернбулла (оба шотландцы). Из-за оскорбленных чувств верующих, ни много ни мало! В 20-е годы. Они перебудоражили всю Англию, в результате оказываются в сумасшедшем доме, больше похожем на концлагерь, и там их искушает некто...
— Эван Макиэн, — сказал он властно, как отец, давно не видевший сына, — твой меч нужен не здесь.
— Кому и чему он нужен? — спросил Эван, почему-то не удивляясь.
— Тому, что тебе дорого, — отвечал незнакомец. — Престолу, порядку и преданию.
…............
— Вы принесли мне весть?
— Да, — отвечал незнакомец. — Король вернулся.
…..............
...Это Артур, окруженный язычниками и умирающий во мгле, не зная, вернется ли он на этот остров. Теперь он вернулся. ...Там, за морем, еще надо победить последних врагов, но в Англии правит он. Люди снова стали счастливыми рыцарями, счастливыми сквайрами, счастливыми слугами, счастливыми крестьянами.

То, что показывает пламенному шотландцу соблазнитель, больше похоже на Монсальват, (они летают в легком самолете над собором Святого Павла), чем на уютный Камелот:
По всему куполу, на галерее, серебряными изваяниями стояли рыцари в латах, держа вверх остриями обнаженные мечи. Рыцари были живые, они охраняли крест; и Эван задохнулся, как задыхаются дети, когда увидят что-нибудь слишком красивое. Ничто на свете не могло бы так полно воплотить его мечты, как этот белый купол, вознесшийся над Лондоном тройной тиарой мечей...
На улицах Лондона те же серебряные меченосцы, верховые, следят за порядком в веселых прогулках нарядных горожан.
...какой-то старик замешкался, переходя дорогу, и рыцарь не очень сильно ударил его по спине...
Макиэну это не понравилось, соблазнитель утверждает, что порядок очень важен и выше даже справедливости. И вот вам результат:

— Дурак! — крикнул Макиэн, вставая во весь рост. — Неужели ты не мог сказать иначе? Я знаю, что бывают плохие рыцари; я знаю, что хорошие рыцари — лишь слабые люди. Я знаю, что у Церкви есть дурные слуги и злые князья. Я всегда это знал. Ты мог бы сказать: «Да, зря он это сделал!» — и я бы все забыл... Ты не Божий ангел. Но ты был им когда-то.

Другого шотландца, готового живот положить за то, что Бога нет, бывший ангел соблазняет победой мятежа. Словно Маяковского! Прочтите, узнаете, на чем прокололся.


Tags: Арденнский лес, Лионель, книги, король Артур, роман, рыцари
Subscribe

  • про прошлое

    Кажется, я вчера перемудрила, разговаривала на эзоповом языке сама с собой. Мне-то казалось, что весь мир занят дискуссией Путина с Зеленским на темы…

  • про прошлое

    "Бредовые конфабуляции" - так это называлось в старой психиатрии, сейчас может как-то иначе, заковыристей. Это когда человеку отшибло память напрочь,…

  • только детские книги читать

    Первая книга готова, могу прямо сейчас поместить ее на сайт, или для храбрости подожду Катю. Сестра Таня, первый читатель, корректор и критик,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments