gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Еще к вопросу о происхождении...
Искусство модерна умеет лечить замерзшие и засохшие души, еще и потому, что мы нечто подобное пережили в пресловутую оттепель, и мы читали стихи и бегали по мастерским, и всюду мерещились безграничные перспективы (Побегу к друзьям глотнуть огня — Кари). Одной из радостей было постепенное, понемножку, по чуть-чуть знакомство с этим вот, что на выставке. Наше т.наз. «Возрождение» просто скукожилось, превратилось под лозунгом «заполнить пробел между ими и нами» в откровенное копирование уже вторичных образцов из польских и немецких журналов и дешевую продажу иностранцам.
А у тех-то, у оригиналов, сколько было чепухи, сколько энергии выстрелено в пустоту хоть тем же Дада! Но они разбудили — конструктивистов разбудили.

Железобетонная поэма.jpg
Вот например один из важнейших столпов цивилизации — КНИГУ — обязательно надо было взорвать. Какой унылой, вялой, безвкусной, эклектичной была дореволюционная издательская продукция! Особенно сверхроскошные какие-нб «Трехсотлетия...»
Первым делом попробовали избавиться от издательства и типографщиков. Книгу создавали не на коленке, правда, а на литографском камне, вполне тогда доступном, куча маленьких частных типографий простаивали. Так возникла «Игра в аду».

Дальше буду пересказывать интересную статью из «Терентьевского сборника», статью Владимира Кричевского ТИПОГРАФИКА ФУТУРИСТОВ НА ВЗГЛЯД ТИПОГРАФА.

Если текст принципиально иррационален, заумен, возникает спонтанно и воспринимается в счастливый миг озарения, графика «самовитого» слова рядом с фонетикой, ритмикой, «сдвигологией» должна стать «зрительным пиршеством». Визуальные поэты, творцы зрительных словообразов, должны либо все рисовать сами, либо висеть над душой Кирилла Зданевича (см. выше), либо торчать у наборной кассы и указывать мастеру, либо представлять точный эскиз и доверять ему конкретику и восхищаться, «как нечто невообразимое осуществляется в печати». Так печатались «Владимир Маяковский: трагедия», «Танго с коровами» Каменского и др. Мастерство, хотя бы и рутинное, встречается с вдохновенно-мастеровитым дилетантизмом. Здесь тема футуристической типографики разбивается на две: все остальное и Илья Зданевич.
Ильязд Лидантю фарам.jpg
«лидантЮ фАрам» — заумная драма Ильи Зданевича 1923 года, посвящённая другу Зданевича — Михаилу Ле-Дантю, трагически погибшему в 1917 году.

Все, что касается братьев Зданевичей, Ле-Дантю, Каменского, их произведений отлично находится по первому требованию, и все картинки гораздо лучшего качества, не отсканированные из книжки. Но, знаете, люблю картинки, которые сама сделала.
И вместо того, чтобы остальные убрать под кат вместе с интересными мыслями Кричевского, продолжу завтра. Просто добавлю, чтобы вы не переживали, погиб он в 17 или 37, вот:

Илья Миха́йлович Здане́вич Российский и французский писатель, теоретик русского авангарда и дада, издатель, художник. Родился 21 апреля 1894 г., Тбилиси, Российская империя. Умер25 декабря 1975 г. (81 год), Париж. И брат его Кири́лл Миха́йлович Здане́вич (1892, Коджори — 1969, Тбилиси) — грузинский советский художник, старший брат Ильи Зданевича. Испытал влияние кубофутуризма, основатель «оркестровой живописи» и «всёчества», участник группы «41°». Работал в театре, выступал как график и художник книги тоже, видите, прожил достаточно, хотя и отбыл в Воркуте лет восемь. Кажется, они под конец даже повидались в Париже.
Про эту замечательную семью замечательно написал Паустовский в автобиографической повести «Бросок на юг».
Tags: Грузия, Зданевич, иллюстрации, искусство, история, литература, поэзия
Subscribe

  • лытдыбр

    Почему-то наезд на историю в школе меня совершенно не взволновал. Тем, кто преподает в хороших вузах и продвинутых школах, конечно, не позавидуешь,…

  • только детские книги читать

    Да, вот еще вчера на новый сайт maykovy поместили первую часть кельтско-китайского романа, который я когда-то здесь в ЖЖ сочинила, а теперь…

  • только детские книги читать

    Очень затягивает процесс поиска сюжетной линии среди по-своему любопытных, но посторонних рассуждений о трилобитах (конспектов замечательной книги…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment