gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

ПО ОДЕЖКЕ...

Невозможно сделать осмысленный конспект серьезной этнографической статьи. Надергаю цитат. Что носили на голове:
«Как в праздник, так и в будни гамаюнка в старину носила высокий и тяжелый головной убор — сороку золотную, надеваемую поверх кички.
Кичка эта представляет из себя холщевый сборник, спереди которого пришит высокий околыш... из нескольких слоев холста, простеганных поперек крупными стежками толстых ниток и промасленных конопляным маслом... Сзади кичка вздергивалась на тесемку в сборку... сзади подвязывали позатылень, состоящий из полосы шитья серебряными, либо золотыми нитками по холсту... (подробности вышлю отдельно, если кто захочет воспроизвести) ...Спереди под кичку поддевали поднизь, низаную из белого и зеленого бисера сеточкой... Наконец, в виде чехла на кичку надевали головной убор — сороку золотную...
Этот тяжелый и неудобный головной убор носили не только в праздник, но и по будням в трудную работу; в нем косили и пахали.

гамаюны рис 5.jpg
Дальше Шереметева цитирует сама: «Бывало», рассказывают старухи, «хозяин (муж) торопит на рассвете ехать пахать, а ты-то мечешься, никак не можешь впопыхах да впотьмах приладить кичку, позатылень да надеть сороку»...

гамаюны рис 6.jpg
Женщина считала для себя позорным, если мужчина увидит ее без кички.
«Ехала я раз на возу лесом с мужиками», вспоминает одна гамаюнка, - «и разом сдернуло с меня веткой кичку. Осталася я с голой головою. И не знаю, куды мне деться; - мужики-то меня увидят. И не знаю, за что схватиться: и вожжи тяну, и голову занавеской (фартуком) крою, и кичку с дерева хватаю. Не обобралась я стыда»...

гамаюны рис 7.jpg
Вот как, по рассказам, бросили носить кички в Ромоданове: «Бабы на лугу сено трясли — все в кичках наряжены; приехал господский приказчик на луг и приказал, чтобы отобрать у всех баб кички и покидать в реку; барину, дескать, не нравится эта мода».
И это не единственный пример вмешательства помещика силой своей власти в крестьянские моды».

гамаюны рис 8.jpg
Рушник расшит удивительными приемами, мало кто ими сейчас владеет. В тексте есть и описания обрядов, и песни.

«Девицы вместо золотого венца начали носить вокруг головы шелковый платок, свернутый наискось в виде полосы; чтобы он стоял на голове, подобно кокошнику, внутрь платка вкладывалась полоска твердой «каленой» бумаги - «грамотка». Этот убор назывался «подпластик» или платок «на грамотке». Платок этот завязывался сзади одним узлом, а по узлу перевязывался широкой шелковой лентой, концы которой оставались распущенными вдоль спины...» (см. рис. 3 в предыдущей записи).
Неудивительно, что Некрасову попадались женщины в русских селеньях «с походкой, со взглядом цариц»: в короне не попрыгаешь, не повертишься.
Tags: история, народная одежда, одежда, этнография
Subscribe

  • только детские книги читать

    Ничего себе они там в своих молодежных субкультурах! Внук просит рассказать, как я понимаю глубинный смысл стихотворения Бродского "Два часа в…

  • ботаника

    Где-то там стоит домик-крошечка Он на нас глядит в пол-окошечка... Летом в Богородском набрели. Первый этаж с видом на проезжую часть, а люди так…

  • лытдыбр

    Осень продолжается, и еще завтра будет, и даже кажется послезавтра. И она такая красивая, мечтательная, ласковая, словно последняя, и уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments