gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Оказывается, на героический нартский эпос претендуют еще и абхазы. Их вариант под названием «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев» издан в 1962 году в Москве, примерно тогда мы его и прочли. Чей — как-то запамятовали. «Нартские сказания» осетинские напечатаны в 50 году, к нам попали наверно к концу 60-х, и нравятся нам гораздо больше, хотя маленькая книжка про нарта Сасрыкву гораздо плотнее набита сказочными сюжетами, в том числе мировыми. Возникает вопрос приоритета.

осетины.jpg
Осетины-аланы, XIX век. Одежда женщины восходит к европейскому аристократическому костюму XV-XVI веков. Мужчина, как все кавказские горцы - орел.

Абхазы, адыги, черкесы и др. народы названы «автохтонным населением Кавказа», а вот осетины — это ираноязычные скифские племена, аланы, смешавшиеся с этим самым «авто...». (Хотя мне кажется, чистые автохтоны только австралийские аборигены). Так чьи предания о героях — местные или скифские? Хочется чтобы скифские, романтичней, и потом от скифов ничего не осталось, как обычно бывает с кочевниками.
Господствует мнение, «что западно-кавказские саги сохраняют в себе древнее иранское ядро и само слово «Нарт» имеет иранское происхождения из индоевропейского корня, означающего «мужчина, герой». Западно-кавказские версии (черкесы, абазины, абхазы) нартского эпоса... содержат наиболее архаичные автохтонные наслоения, сохранив «все необычные детали, составляющие осколки ранних традиций и верований», в отличие от осетинской версии, которая была «переработана, чтобы сформировать более плавное повествование».

Хорошо, пусть будут скифские, аланские. Что же в них такого хорошего, в аланах?
«Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у которых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства».

Только Отечества у них было так мало, что они вынуждены были защищать чужие. Во времена Аттилы они служили по всей Европе, за Пиренеями и кажется в Африке. Часть, должно быть, служила Ирану, часть Византии. Об их служении существовали разные мнения. Например, историк Иордан уверял, что храбры они храбры, но ненадежны, на них ни в чем нельзя положиться, и в сражении при Каталаунских полях Аэций поставил корпус аланов между своими римлянами (византийцами) и готами Теодориха, чтобы они не могли внезапно сменить ориентацию и ударить во фланг соратникам. Апологеты утверждают, что наоборот, аланы славились неколебимой стойкостью в бою и назначены первыми встретить страшных гуннов.
А почему, спрашивается, такая доблесть — служить чужому вождю, его интересам, часто может и совсем злодейским? Осетины истово служили русскому царю, были страшно декоративны в «Его Императорского Величества конвое», а как, спрашивается, они себя показали в Кавказской войне? «Ты будешь хлеб королевы есть и помнить, кто ей враг, и для спокойствия страны ты мой разоришь очаг» - и старенькую маму оставишь бездомной нищенкой, да?
Недавно, в начале месяца, горячие осетинские парни немолодым осетинским женщинам руки заламывали, чтоб главу Отечества не смели беспокоить. Что уж там журналисток побили, ладно, русская баба тот же мужик.
Tags: аланы, история, книги, одежда, фотографии, эпос
Subscribe

  • преданья старины...

    Еще немножко картинок Игоря Медника. Вспоминали такую древнюю пыль - студенчество, даже раньше, кто как поступал: ведь правда…

  • преданья старины...

    Вчера поговорили почти случайно с очень давним знакомым, Игорем Медником. С 20 лет, со студенчества. Еще во времена "дома №8", он у нас бывал. За это…

  • Маркса-Энгельса 8

    Последний взгляд из прошлого! Это солнышко было у нас на первой послевоенной ёлке!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments