gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Продолжение.
Воспользовалась вчера случаем, чтобы потрепаться на любимую тему — про Илиаду (мораль вывела, и хлоп ложкой об стол!), а другиня прислала ссылку на Симону Вейль — я-то по дикости про нее и не слышала, прочла, статья-то маленькая, заодно по радио слушала Седьмую симфонию, так что несколько теперь пришиблена. Больно уж все актуально. А еще с утра (вчера же) читала в «Новой» про Беслан.

«Как бы то ни было, эта поэма – настоящее чудо. Ее горечь порождается единственной законной причиной горечи – подвластностью человеческой души силе, то есть, в конечном счете, материи. Эта подвластность для всех смертных одинакова, хотя души переносят ее по-разному, сообразно степени их добродетели. Никто в «Илиаде» не избавлен от этого закона, как никто не избавлен от него на всей земле. Никого из тех, кто подвергается его действию, поэт не считает по этой причине достойными презрения. На всё, что как внутри души человека, так и в человеческих отношениях, стремится к освобождению от тирании силы, он взирает с любовью, но с любовью соболезнующей, ибо над всем этим нависает опасность разрушения. Вот каким духом проникнут единственный настоящий эпос, которым обладает Запад. «Одиссея» кажется только превосходным подражанием – отчасти «Илиаде», отчасти восточным поэмам; «Энеида» – имитация, которую, при всем блеске, портят холодность, риторика и дурной вкус. Средневековые героические песни не достигают подлинного величия, ибо в них отсутствует чувство равенства: в «Песни о Роланде» смерть врага переживается автором и читателем совсем не так, как смерть Роланда.

Аттическая трагедия – во всяком случае, трагедия Эсхила и Софокла – вот подлинное продолжение эпопеи Гомера. Идея справедливости ее освещает, не вторгаясь в нее; сила, являясь в своей холодной жестокости, всегда сопровождается здесь своими губительными действиями, от которых не убежать ни тому, кто применяет силу, ни тому, кто от нее страдает.
Унижение души при этом не прикрыто, не окутано простой жалостью, но и не выставляется на позор. Нередко даже того, кто ранен унижением в несчастье, трагедия показывает достойным восхищения. Как впервые греческий гений проявился в «Илиаде», так в последний раз он чудесно выразил себя в Евангелии». Симона Вейль, «Поэма о силе».

affection пишет, что есть предисловие Аверинцева к этой статье, но не находится. Не его ли я читала сто лет назад, о том, что в основе цивилизации всегда лежит некий текст, и вся дальнейшая культура — комментарии к этому тексту? Или это была другая статья, ранняя. Очень убедительно. Итак, наша цивилизация, а другой, уж извините, на планете нет, начинается словом «Гнев», что отмечали уже античные авторы.

Когда-то я собрала любимые стихи про Илиаду, Кушнера, Тарковского и Рыковой.
Tags: Гомер, Илиада
Subscribe

  • вот такое кино...

    Из романа «Аргонавты времени», часть вторая, «Приключения Карика и Вальки» — Потом наши с американцами наперегонки ловили Вернера Брауна! Не для…

  • вот такое кино...

    Супергерой/антигерой явился из двух книг, которые готовились почти параллельно и обе представлены на сайте: «Записки прабабушки» и «Маркса-Энгельса…

  • вот такое кино...

    Роман стремительно летит к концу, а проходные персонажи тянут одеяло на себя. Ну раз уж им так хочется... Книжный червь оказался матерым врагом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • вот такое кино...

    Из романа «Аргонавты времени», часть вторая, «Приключения Карика и Вальки» — Потом наши с американцами наперегонки ловили Вернера Брауна! Не для…

  • вот такое кино...

    Супергерой/антигерой явился из двух книг, которые готовились почти параллельно и обе представлены на сайте: «Записки прабабушки» и «Маркса-Энгельса…

  • вот такое кино...

    Роман стремительно летит к концу, а проходные персонажи тянут одеяло на себя. Ну раз уж им так хочется... Книжный червь оказался матерым врагом…