gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

АРФА БРИТАНИИ

СОАВТОРЫ, СОПЕРНИКИ.jpg

ЕГО СИЯТЕЛЬСТВУ
ГРАФУ РЕТЛЕНДУ (письмо третье)
От лицедеев труппы Лорда-камергера

А Вилл, с ним такая штука приключилась... все на него смотрят, как на самого успешного драматурга нашего века. Завидуют, ругают, копируют — все как положено. Так он, глядишь, так вошел в роль, что уже и сам почти верит. С хорошими актерами так не бывает, но он у нас актер тот еще, на призраков или крик петуха за сценой (а если Вашей Милости донесли, будто Бербедж в «Гамлете» курицей клохтал, так это он на пари с милордом Саутгемптоном, клялся, что больше не будет).
Жалко его даже становится. Он ведь тоже пишет, и для театра пишет, с кем-нб вместе, с Томом Кидом, с Беном, с Уэбстером. Все так делают, для скорости. Тот же Фил Хенсло, если нужно, соберет человек пять, сюжет расскажет вкратце, и: - ты любовные диалоги — ты перебранку слуг — ты короля с наследником... ну и т. д. Платит постранично. С этим, будь ты хоть семь пядей во лбу, не прославишься. Что же, разве приятно слушать: да, у Шекспира бойкое перо, но зачем он на комедийки разменивается, писал бы как раньше исторические хроники, вот где он гений! - Он же, Вилл, стихи пишет, многим нравятся, про «Венеру и Адониса», но мы в этом ничего не понимаем. Сонеты тоже. Кто говорит: «Ах, сколько мысли», а кто «да это вовсе и не сонет». Он тогда в Ваших «Ромео и Джульетту» реплику вставил, что, мол, роза пахнет розой, хоть розой назови ее хоть нет. С этим «Ромео» тоже было, Дик тоже клянчил монолог, Вилл ему сочинил, а может списал у кого — про королеву Маб. Очень красивый. Но никак в спектакль не ложился, тормозил действие, не сокращать же поединки. Люди пришли драчку смотреть. Выбросили эту королеву Маб, а парень, который играл Меркуцио, выпросил себе. Там как раз надо было паузу занять. Ну и что? Всю пьесу перекосил, вместо итальянской горячки — на тебе кельтский туман: жизнь есть сон... Ничего, публика слопала. Дик тогда молодой был, стройный, весь как на пружинах. Теперь у него и вес лишний, и одышка. Что-то с сердцем, он и так на диете, не помогает. Пришлось даже в Гамлета вставить.

А Шекспир наш, он еще Киту Марло писал. Вот кого жалко, Кристофера нашего! Талантище! Темперамент! «Тамерлана» его еще Нэд Аллен играл. Только очень уж рисковый был. Даже страшно было рядом с ним, и за него, и просто так страшно. То в тюрьме за убийство, то за богохульство, из-за него Томаса Кида казнили. Его как-то странно простили, за границу отправили, с какими-то поручениями, потом убили в кабаке...
К милорду Уолтеру Рели ходил, о чем они говорили, хорошо что мы не знаем не понимаем, атеизм, чернокнижие, лучше и не знать. Он и Вилла звал, да Вилл постеснялся. Кто, мол, я такой... потом Ваша Милость его к себе допустили и милорд Саутгемптон.
У Кита Марло он многому научился. Он вообще-то острый малый, наш Вилл, диалоги у него получаются здорово. Но диалог сочинить или там сонет - или целую драму с широкими планами, с характерами, завязками и развязками, чтоб получили люди развлеченье — две, как говорится, больших разницы.
Вот еще тоже, Кит, даром что смотреть не на что, любил все самое грандиозное, великое, сокрушительное. Тамерлан его — титан, или сверхчеловек, если можно так сказать. Злодей чудовищный, да без этого власти над миром разве добьешься? И опять же, как не отметить: у него Тамерлан злодей и все, а Вашей Милости Ричард Глостер — он и леопард, и змей ядовитый, и удав, и ласковый котеночек, когда надо — прямо отравленный клинок в бархатных ножнах. Очень он у тезки, у Дика нашего, получался. Говорит, и знаешь: устоять невозможно. Когда он Леди Анну обольщал — не было в театре дамы, которая не мечтала бы оказаться на ее месте... записочки ему писали, звали на свидания...

А бедный Вилл, его тут и знатные господа поздравляют: «умри, старик, лучше не напишешь». А он знай кланяйся да улыбайся. Обидно! Тем более образованные наши пьесописцы шум поднимают: дескать, простофиля, сапожник, выскочка, ворона в павлиньих перьях, да и перья-то наши с вами, товарищи по Кембриджу, а у него не только диплома нет, но и аттестата школьного! Латыни всего-ничего, греческого и того меньше! Шут в королевских одеждах! Вот он и старается, где можно, воткнуть латинскую цитату из школьного учебника риторики. Те зрители, кого папаши могли посылать в школу, поймут с грехом пополам, другие подумают: о! Премудрость...

Так они еще в свои трагедийки ухитряются вставлять пародии на наши постановки Вашего Сиятельства шедевров. Это сейчас, осмелимся доложить, модно: «театр в театре». Постмодернизм своего рода. То как будто зрители перед спектаклем на сцене рассаживаются, то при королевском дворе странствующие актеры представляют, и все с намеком, с издевательством. Нам приходится отвечать, вот недавно в Гамлете Нэда Аллена продернули, народ хохотал, а пьеса-то нешуточная. Мог бы Дик учителя своего не задевать.
Засим остаемся Вашей Милости нижайшие слуги, шуты и лицедеи, труппа театра «Глобус».
Tags: Ретленд, Ричард Бербедж, Шекспир, история, книги, литература, поэзия
Subscribe

  • только детские книги читать

    Ничего себе они там в своих молодежных субкультурах! Внук просит рассказать, как я понимаю глубинный смысл стихотворения Бродского "Два часа в…

  • вот такое кино

    Чего только не увидишь в мусорном контейнере. А что? Осенний ремонт, осенняя уборка. И аномальные солнечные дни. Может зиму совсем отменили.

  • лытдыбр

    Ох, она щедра, щедра... Айва японская. Взяла вот и уродилась, после экстравагантного лета, а еще и осень аномальная (приятно аномальная). Вот если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments