gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Еще раз вспомнить театр...

Петрушка.jpg
Эту книжечку я уже показывала, но про нее не рассказала.
На 40 страницах петита в 1/64 листа (обложка похоже Добужинского) по случаю постановки в 30 году балета Фокина в Москве, без всякого отношения к авторским правам Фокина, Стравинского и Бенуа, рецензент В.Ивинг душу отвел — сколько лет он не имел возможности печатно поговорить о чем хочется, а хотелось о гностицизме? Темен жребий русского интеллигента, сказал бы Васисуалий Лоханкин. Конечно, я сразу забеспокоилась, как беспокоюсь о судьбе всякого персонажа, упомянутого в 30-е и раньше... Не, все в порядке: Виктор Петрович Ивинг (настоящая фамилия Ивано́в) (7 ноября 1888, Петербург — 8 сентября 1952, Москва) — русский советский балетовед, театральный критик, педагог. Кандидат искусствоведения (1944). Сам в балете танцевал, преподавал. Все хорошо, что хорошо кончается. Дальше конспект рецензии. Перед гностицизмом неизбежен марксизм:

В старой структуре нашего балета нашла своеобразное отражение монархическая иерархия... С одной стороны — прима-балерина... целая лестница персонажей, имеющих право индивидуализировать танец; с другой — бесцветная масса кордебалета, которому, наоборот, вменяется в обязанность строгая однородность движений. Кордебалет — только фон, как «народ» - только фон...
Характерные черты буржуазной психологии того времени — индивидуалистические настроения, которые, как мы знаем теперь, имели чисто классовую подоплеку... В философии Ницше нашла отражение мораль победившего класса... здесь переносились в область философии экономические предпосылки буржуазного строя (свобода конкуренции и свобода эксплуатации).
… феодальное искусство монументально. Правда, люди феодального склада рассматривали массу как ровный темный фон, на котором выигрышно выделяется залитая золотом фигура героя.
Буржуазной психологии масса органически противна... они склонны умышленно смешивать массу с толпой. Между тем это два различные понятия. Масса представляет организованную совокупность людей... монументальность говорит о коллективе, а коллектив есть враг буржуазной системы... Противопоставление одиночки обществу, диктуясь экономикой буржуазного строя, отражается в идеологии требованием свободы «вообще».
Социалистическое искусство... будет тяготеть к монументальности, отражая психологию массы, организованной в коллектив. В чем же разница с искусством феодальным? В том, что масса уже не просто фон... можно, соблюдая тот же принцип однородности движений отдельных участников, построить массовый танец на высокой технике... на возможно большей виртуозности всех участников, поскольку новая общественная идеология выражается в стремлении возможно выше поднять уровень всех членов спаянного в коллектив общества... толпа на сцене нуждается в строжайшей организации, быть может еще более строгой, чем кордебалет.

Рецензент выпутался из трех сосен и перешел к существенному, к работе Фокина, Стравинского и Бенуа. Тут все понятно и разумно. Но...

Бенуа.jpg
Бенуа тонко чувствует эпоху... Для него Петербург прежде всего «город-призрак, полный призраков», «неестественный» город, возникший на болоте по прихоти Петра I (забываются совершенно естественные потребности русского торгового капитализма, издавна искавшего на Балтийском море удобного порта)... Словом, это прежде всего «больной» город...
Но прежде всего необходимо сказать несколько слов об а атмосфере, в какой создавался «Петрушка». Это было время реакции после неудавшейся революции 1905 года.
«Настроение отчаяния, - по словам Н.И.Бухарина, - овладевает массами или группами после крупного поражения в классовой борьбе... на этой почве — разложение, отчаяние, надежда на чудо, призыв к бегству от людей, устремление взоров к небу...»
Даже и Бухарина простили. Или забыли... Наконец-то рецензент вступает на знакомую тропу, с которой уже не сбивается.
Автор либретто... если судить по «Петрушке», не чужд гностицизма.
Бог, по учению гностиков, не первопричина всего сущего, а только демиург, как называли греки ремесленников, только грубый и неискусный работник, воплотивший в жизнь чужой замысел и исказивший его.
Ясное дело, такой мир мог сотворить только бог-недотепа. И рецензент предоставляет слово носителю конечной истины, Мережковскому, не ограничивая последнего во времени (в печатных знаках):
«Над всеми небесами есть Мрак безыменный, недвижный, нерождаемый, прекраснее всякого света. Отец Непознаваемый, Pater agnosos — Бездна и Молчание. Единородная дочь его — Премудрость божия, отделившись от отца, познала бытие и омрачилась и восскорбела. И сын ее скорби был Иальдаваоф, созидающий бог. Он захотел быть один и, отпав от матери, погрузился еще глубже, чем она, в бытие и создал мир плоти, искаженный образ мира духовного, и в нем — человека, который должен был отразить величие создателя и свидетельствовать о его могуществе. Но помощники Иальдаваофа, стихийные духи, сумели вылепить из персти только бессмысленную громаду плоти, пресмыкающуюся, как червь, в первозданной тине (Диплодок, наверно). И когда привели ее к царю своему, Иальдаваофу, дабы вдохнул он в нее жизнь, - Премудрость божия, сжалившись над человеком, отомстила сыну свободы и скорби своей за то, что он отпал от нее и вместе с дыханием плотской жизни чрез уста Иальдаваофовы вдохнула в уста человека искру божественной мудрости, полученной еще от отца Непознаваемого...
Ладно, Мережковского (роман «Воскресшие боги» и пр.) каждый сам может прочесть. Да, вот еще:

Премудрость... послала ему утешителя — духа познания, змеевидного, крылатого, подобного утренней звезде, Ангела денницы...» ну и т. д.

… только исходя из гностицизма, можно удовлетворительно объяснить содержание «Петрушки». Сводить все... к треугольнику любви и ревности... - значит чересчур упрощенно... и опять-таки т. д. А вот и «проблема пола, румяная фефёла»: Христианство, как и буддизм и некоторые другие религии, отрицало плоть во имя духа... Женщина «соблазняет» мужчину, «совлекает с неба на землю...»...

Балет «Петрушка» мы с Таней два раза начинали смотреть по ящику и не досмотрели — скучно. А там вся сила, говорят, в пляске кучеров...
Tags: искусство, история, театр
Subscribe

  • только детские книги читать

    Нашей полке прибыло: "Горький" Дм. Быкова - подарок дочек по нашей просьбе. "Маяковского" прочли раньше, порадовались, восхитились, согласились.…

  • СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    Книгу "Лето целого века" дочитала до середины и пока отложила. Кажется, прежний читатель тоже, больше ничего не подчеркнуто мягким карандашом. Вот…

  • только детские книги читать

    Вот что читают наши дети, ровесники века. Дали почитать ненадолго. Сами читали очень активно, помечали и подчеркивали. Начинается 1 января 1913…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments