gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Мчится трактор по горным вершинам...
Отступление насчет горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань)...

Мечту поэта совецкой эпохи попытался за полвека раньше воплотить Адольф Кегресс (Adolphe Kegresse, 1879-1943), французский инженер, механик, личный водитель государя и начальник транспортного отдела (технический директор Императорского гаража в Царском Селе под Санкт-Петербургом). В этом своем качестве не мог не заметить, что значительную часть года в России в авто не поездишь, и придумал заменить задние колеса «на мягкие гусеницы из толстого верблюжьего войлока, позже резины». Царская семья с удовольствием каталась в таких авто, а после февральской революции инженер вернулся во Францию и его патенты приобрели многие автомобильные заводы. В память об изобретателе мягкие гусеницы стали именоваться «кегрессами». Вездеходы с кегрессами вдохновили Андрэ-Гюстава Ситроена ударить автопробегом по бездорожью в пустыне Сахара, а потом и во всей Африке — знаменитый и триумфальный «Черный круиз».

Успех побудил владельца фирмы замахнуться на «Желтый Круиз» - через русский Туркестан, Синьцзян и пустыню Гоби до реки Хуанхэ. Однако, вследствие политической нестабильности в странах (Россия, Афганистан, Китай), через которые пролегал первый маршрут, было решено радикально поменять план. Экспедиция разделялась на две группы, которые должны были двигаться навстречу друг другу: одна с запада, другая с востока, с тем, чтобы встретиться в Аксу, в центре Тян-Шаня.


Задумали восстановить Великий Шелковый Путь...
Но китайские власти рассматривали экспедицию как замаскированную военную миссию. Наконец, правительство в Нанкине во главе с маршалом Чан Кай Ши соглашается при условии, что экспедиция будет переименована в «Великую китайско-французскую экспедицию» и что китайские ученые присоединятся к экспедиции. Руководителями этой группы стали Жорж-Мария Ард и Луи Одуен-Дюбреиль.
В 1931 году в «Желтом Круизе» пиар-составляющая была усилена: на трансконтинентальный поход удается вдохновить писателя Жоржа Ле Февра, известного философа Тейяра де Шардена, нескольких археологов, специалистов по истории буддизма, священника, палеонтолога. Едут механики, водители, врачи.


И уже постоянный участник приключений Ситроена - русский художник Александр Яковлев.
И вот еще.

Во Франции четыре основных ежедневных газеты постоянно сообщали о ходе экспедиции.
Увы, Восточная Азия показала, что она — не колониальная Африка с добрыми неграми и старыми стертыми горами... Группа «Памир» безнадежно застряла на горном перевале, пришлось разбирать машины и перевозить на вьючных лошадях.

Участники группы «Китай» оказались в плену какой-то из бесчисленных враждующих группировок... 7 мая команда достигла пустыни Гоби и шла в песках со скоростью около 100 км в день, со скоростью в десять раз выше, чем у обычных караванов. Несмотря на песчаные бури и аварии, 28 июня группа достигла оазиса Хами, где горели дома, и целые деревни были заброшены. В регионе вспыхнула борьба между китайцами и мусульманами. Члены экспедиции стали свидетелями варварства и жестокости, достойных орды Чингисхана.  По приказу губернатора Синьцзяна экспедицию задержали, на том основании, что «сцены наступательной борьбы за китайское достоинство» были сняты и сфотографированы. Реальная причина взятия «заложников» была в том, что маршал не получил обещанных три «Ситроена». Три месяца их освобождением занимались дипломаты Франции и России.



В Кашгаре (Китай) - не в Аксу, как планировалось, - группы встретились и отравились к Пекину, где 12 февраля 1932 года экспедиция финишировала. Радость победы омрачила последовавшая вскоре смерть Жоржа-Мария Арда, в Монголии он простудился и умер от пневмонии 16 марта в Гонконге.
Невероятные приключения отважных европейцев подробно описаны здесь. Картинок там много.
На родине участников «Желтого Круиза» чествовали в большом зале Сорбонны, присутствовал президент Франции Альбер Лебрен.

Гусеницам Кегресс удалось пересечь весь азиатский континент. История запомнит эту экспедицию, как «незабываемый пример человеческой способности преодолевать трудности». 

Однако самому Ситроену «Желтый круиз» принес 17 миллионов франков долгов. Компания разорена, и ее вскоре поглощает Мишлен... Видя, как идет прахом дело его жизни, Андре Ситроен умирает.
Tags: Китай, Путешествие на Запад, Тейяр де Шарден, история, карты
Subscribe

  • А у нас...

    Почти с одного места... А это за окном, дома

  • А у нас...

    Это еще апрель, 30. Тогда про них забыли. Сейчас уже наверно цветут во-всю, а мы до той помойки никак не дойдем.

  • АКТУАЛЬНОЕ

    Ночная съемка под тем же патриотическим девизом: Не нужен нам остров японский, И сакура нам не нужна! Клен цветет Разве это не прекрасно?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments