gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

СЛОВО ЗА СЛОВО

Отважный Шакра, арий-кшатрий-раджпут, за дастарханом обсуждает с благожелательным Фирузом оптимальный перевод виртуальных мамонтовых бивней, собольих шкурок и золотых самородков на реке Талас через условные динары (дирхемы?) в реальные рубиновые ожерелья, жемчужные серьги, тончайшие покрывала и златотканую парчу, которые украсят прекрасную, как золотая статуя богини, юную деву, вручаемую знатному жениху. Определен процент посреднику (торговому дому) за гарантированные услуги. Довольный, он возвращается к друзьям, Батрадзу и Новзеру, приглашает их на свадьбу через — летом, после ряда столь же победоносных вылазок, увенчанных славой, гордых добычей... Мечтательно улыбаясь, он воспевает красоту и несказанную прелесть сестры и славу ее воинственного жениха.


Любовь в Индии! На выставке в Бахрушинке представлены очень скромные эскизы к постановке «Сакунталы» великого Калидасы. Никоим образом они не дают представления о роскошестве этого текста. Просто мы очень любим Павла Кузнецова в Средней Азии, а эта работа была видимо до. Решили, наверно: ну вот есть художник, балдеет от Востока, пусть рисует, у него книжки есть. Не знаю, поставили этот спектакль; я бы не стала. Это — музыка, это — благоухание, это юность, это Желание... в этой драме есть эпизод, который мне кажется самым эротичным в мировой литературе.


Кстати, пьеса начинается с Пролога в театральной дирекции.

Итак, царь Душианта, соратник Индры в борьбе со злыми силами забредает в лес, где обитают отшельники. Лес нужно представлять в виде оранжереи Ботанического сада, наполненный благоуханием, пеньем птиц и жужжаньем ПЧЕЛ. Царь видит в роще девушку, поливающую жасмин, манговое дерево, зацветающую лозу. Подруги все разговоры сводят на игривые темы. Сакунтала жалуется, что одежда жмет ей (она одета в древесную кору, стянутую лианами). Подруги намекают, что ее красота, гм, рвется на простор. Царь восхищенно комментирует в стихах. На расцветающую красавицу нападает пчела, и она отбивается (грациозно извиваясь).
Царь (невидимый, пламенно): Ты, медвяная летунья,
Хлопотливая пчела,
Ты крылом звенящим реешь возле трепетных ресниц...
…............
С юных губ ее крадешь ты весь восторг, что в них расцвел...
…..........
И хоть страхом, не любовью те движенья внушены,
Все полны они играньем, в каждом искрится любовь (перевод Бальмонта. Как-то не для театра, кажется?)

Сакунтала. Девушки! Спасите меня от этой чудовищной пчелы!
Две подруги (улыбаясь) Кто мы, чтобы спасти тебя? Позови лучше Душианту... (царь обязался охранять благочестивую рощу от злых духов).

Царь, скрывая свое имя, показывается красавице, то уезжает на колеснице, то снова прячется, подглядывает за любимой, изнывающей от любви (в стихах), жалуется богу любви с цветочным луком (тоже в стихах), наконец выходит. Объяснение чем дальше, тем слаще, но умные подруги обеспокоены будущим положением новой жены в гареме.
Царь: Хоть при дворе красавиц мног, но будет править вместе с ней
Лишь опоясанная морем зеленолистая Земля.
Две подруги. Мы рады тогда.

Невыносимо красивый обряд ухаживания. Сакунтала пытается уйти, возвращается (но в стихах это очень красиво). Появляется старая отшельница. Голос певца за сценой призывает царя исполнить долг — сразиться с дэвами.
В следующем эпизоде подруги собирают цветы и говорят о том, что Сакунтала «надлежащим образом вступила в вольное супружество» - брак по обычаям кшатриев, самый благородный, по обоюдному согласию и в кустах. Царю пора домой, он уже всех чудовищ разогнал. «Вспомнит ли он бедную Сакунталу, или нет?»
Сакунтала (за сценой) грезит о любимом и... совершает страшное преступление! В обитель забрел посторонний отшельник, а она не бросилась сломя голову мыть ему ноги!
Голос за сценой:
За то, что всем сердцем ослепшим прилипла к любимому ты,
Меня не увидев, который всю жизнь в покаянье провел,
Тебя да не вспомнит ушедший, слова да забудет свои,
Да будет как хмелю подвластный, а ты — как забытый рассказ.

Подруги бросаются умолять святого, он не может отменить проклятие, но обещает, но подаренный на память талисман (кольцо) вернет царю память.

Собственно, все эти изящества — развитие проходного эпизода Махабхараты (сказания о великой битве потомков Бхараты), объясняющего, откуда взялся этот Бхарата. Конечно, Сакунтала потеряла кольцо по дороге во дворец, он ее не признал, обругал, опозорил, спутники бросили, и только жрец предложил ей пожить у него в семье. Сакунтала, рыдая, уходит с женой жреца. Жрец возвращается, потрясенный: некое сияние, подобное молнии, подняло Сакунталу в небеса.
Действие шестое. Стражники приводят рыбака, который нашел царский перстень в брюхе карпа и пришел продавать. Кольцо относят царю, он его узнает и горько сокрушается (за сценой).
Наступает весна, но праздник весны отменен, манго не зацветает, кукушка не кукует, бог любви вынимает стрелы из колчана только наполовину...
Входит царь в покаянной одежде, с ним шут и привратница. Прямо Шекспир. (Кстати, дата рождения Калидасы «приблизит. IV—V век», смерти - «приблизит. IV—V век»). Царь собирается написать картину: рощу, отшельников, на заднем плане Гималаи, на переднем у реки сушатся одежды отшельников, лани и лебеди флиртуют, Сакунтала закрывает лицо от пчелы... очень похоже на иранскую миниатюру через тысячу лет.
Да, так царь еще бездетен, а Сакунтала ждала ребенка!
Небесный возничий приглашает царя в гости к Индре. По дороге на небо царь сражает чудовищ. Созерцает с облаков географию земли. Спускается в обитель древнего мудреца, чья супруга возращает коралловые деревья. Видит чудесного мальчика, узнает сына, встречает Сакунталу, оба рыдают в стихах и в прозе.
Бхарате суждено стать мировым царем, но потомство его кончит плохо. Что поделать, такова се ля ви.

Tags: Индия, искусство, картинки, поэзия, роман, театр
Subscribe

  • лытдыбр

    Почему-то наезд на историю в школе меня совершенно не взволновал. Тем, кто преподает в хороших вузах и продвинутых школах, конечно, не позавидуешь,…

  • про прошлое

    Кажется, я вчера перемудрила, разговаривала на эзоповом языке сама с собой. Мне-то казалось, что весь мир занят дискуссией Путина с Зеленским на темы…

  • про прошлое

    "Бредовые конфабуляции" - так это называлось в старой психиатрии, сейчас может как-то иначе, заковыристей. Это когда человеку отшибло память напрочь,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments