gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

АКТУАЛЬНОЕ

Вот ведь тоже проблема: есть ли у фраков карманы? Н.Горбаневская (ранняя).

Ратуйте, люди добрые! Кажется, пушкинисты нашли-таки кружку. Теперь у них иные проблемы. Вчера около полуночи позвонила мне старая подруга из литературных кругов и ввела в курс. Вот сейчас приглашаю всех желающих.
В «Пиковой даме» Лиза пишет Герману:
«...Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, разойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. Приходите в половине двенадцатого...»

«...Дверцы захлопнулись. Карета тяжело покатилась по рыхлому снегу. Швейцар запер двери. Окна померкли... Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени. Швейцара не было. Германн взбежал по лестнице...»

Вот так вот. Швейцар запер двери – Герман взошел. Великая загадка, ага? Кажется, об этом написаны тома. Великие имена перечислялись. Есть варианты.

1. Самый неинтересный: Пушкин обмахнулся. При наличии отсутствия должности редактора так и тиснули.

2. Лингвистический. В первой четверти XIX века слова «закрыть» и «запереть» были синонимы.

3. Мистически-математический. Страшно интересный. Автор – В.Губайловский.
Несчастный Герман в состоянии нервного транса, притягивая к себе внимание лишних нехороших сил (они ещё пошлют к нему призрак старухи), сворачивает на себя пространство во что-то вроде Бутылки Клейна. Это такая замечательная штука, трёхмерный лист Мёбиуса, о ней рассказано в чудесной детской книжке С.Боброва «Волшебный Двурог», односторонняя поверхность, у которой внешняя сторона одновременно внутренняя.

img.jpg
Бобров, кстати, этот феномен поясняет с помощью двери без ручек, замков и звонков, через которую путники тем не менее запросто проходят. Чудесная иллюстрация Конашевича, бутылку Клейна завтра покажу. А мне еще одно произведение сразу припомнилось,
недавно перечитала. Честертон, «Песня летучей рыбы». Один чокнутый коллекционер назойливо хвастается драгоценным экспонатом в виде стаи золотых рыбок. Друзья и соседи намекают, что рыбок-то могут и спереть. Хозяин уверяет, что рыбки надежно заперты. Один из друзей, «Виконт Ивон де Лара (титулом француз, а лицом скорее русский, если не татарин) был блестящий путешественник, исследователь Востока (дальше сообщается, что он похож на изваяние Будды. Ну какой же русский не похож на изваяние Будды) поучает общество:
— И лучшие запоры не всегда оградят от вторжений, — сказал виконт. — Все зависит от того, кто хочет войти. Однажды индус-отшельник, который нагим жил в пещере, проник сквозь тройное кольцо монгольских воинов, похитил большой рубин с тюрбана самого правителя и вышел обратно, невредимый, как тень. Он хотел показать сильным мира сего, как могущественны тонкие законы пространства и времени.
— Вот я расскажу вам один случай, — все так же не шевелясь, проговорил виконт де Лара, — который произошел не в Индии, а перед штабом английских войск в самом современном районе Каира. Во дворе штаба стоял часовой и поглядывал сквозь решетку железных ворот на улицу. Снаружи к воротам подошел оборванец, босой и в туземных лохмотьях, и спросил его на чистом и правильном английском языке об одном документе, хранившемся в штабе. Солдат, разумеется, ответил, что внутрь ему хода нет, а туземец усмехнулся и сказал: «А вот посмотрим, что снаружи, что — внутри». Часовой еще глядел на него пренебрежительно сквозь решетку, когда вдруг увидел, что хотя и он, и ворота вроде бы остались на прежних местах, но сам он оказался на улице и смотрит во двор, где как ни в чем не бывало ухмыляется тот самый оборванец, который тоже не сделал ни шага. Потом тот повернулся к зданию штаба. Тогда часовой опомнился и крикнул солдатам во дворе, чтобы они схватили лазутчика. «Ладно, ты все равно не выйдешь наружу», — мстительно сказал он. Оборванец откликнулся звонким голосом: «Посмотрим, что внутри, а что — снаружи». И солдат увидел, что от улицы его опять отделяют прутья ворот, а ухмыляющийся туземец, целый и невредимый, очутился на улице и держит в руке бумажку».
Разумеется, рыбок сперли в ту же ночь из-за запертой двери, и разумеется, патер Браун все потом объяснил.

4. Но Ирина Роднянская нащупала свой вариант, скажем, культурологический. На базе лингвистического. Она считает, что в аристократических особняках пушкинских времен парадная дверь вообще не имела замков, запоров и прочих щеколд и никогда не запиралась, потому что порядочные люди увидят, что свет погасили, и не пойдут в гости, а для молочниц и водоносов был черный ход, и он-то запирался. Для подтверждения ей нужна справка из авторитетного пособия по... допустим, замкам и дверям, раздел замки и двери в России, подраздел замки и двери дворянских усадеб, абзац «начало XIX века». Или наоборот, «Повседневная жизнь российских дворян XIX века», глава «Городской дом аристократа», пункт «Запоры и затворы».
И ей кажется, что я тот самый человек, который запросто найдет документальное подтверждение (или на худой конец опровержение) её гипотезе.
Вот я и спрашиваю: дорогие френды! А нет ли у кого из вас в ленте крупного специалиста по русским дворянам или по дверным замкам? А лучше по тому и другому сразу?
Tags: детские книги, книги
Subscribe

  • вот такое кино...

    Тема послевоенной жизни слегка прирастает эпизодами, отчасти из воспоминаний про дом 8 на М.-Э., реалиями, именами. Развивается тихий роман героя с…

  • (no subject)

    В общем, не было забот, дописала фантастический роман, распростилась с любимыми героями, всех их хорошо устроила. Все по порядку выложила в ЖЖ,…

  • что новенького?..

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • вот такое кино...

    Тема послевоенной жизни слегка прирастает эпизодами, отчасти из воспоминаний про дом 8 на М.-Э., реалиями, именами. Развивается тихий роман героя с…

  • (no subject)

    В общем, не было забот, дописала фантастический роман, распростилась с любимыми героями, всех их хорошо устроила. Все по порядку выложила в ЖЖ,…

  • что новенького?..