gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

ВЕРИТЬ - НЕ ВЕРИТЬ...

4.jpg
Внушительного Бейбарса и его свиту встречает столь же представительная, столь же разноплеменная, но более многочисленная группа аристократов, вождей, ханов, султанов, как уж они себя величали на своих языках. Какой благоприятный случай! Встреча на царской охоте, эпизод с пропавшим, непременно самым лучшим, самым драгоценным соколом! Какой предлог для совместных развлечений и пиров, а там и для прочных международных связей. Но! Всё было гораздо изумительней и исключительней.
Хотите верьте, хотите нет, я сама не верю, но в сказочно-мифической истории практиковался такой способ избрания царя по жребию. Например, в бесконечной и бесконечно трогательной узбекской сказке «Кунтугмыш», конечно имеющей аналоги в других литературах.

В благодатной долине могучей реки Или, под сенью мощного хребта Ала-тау, происходит объединительный съезд племен и народов, которых называют Белыми гуннами, Эфталитами, а кто-то по старой привычке Скифами или Сарматами – часть из них говорит на тохарском, часть на прототюркском, кто-то может на алтайских диалектах. Каждая общность озабочена своими родо-племенными интересами, но все так или иначе чувствуют угрозу от Жужаней с востока (или от Китая, который вдруг ни с того ни с сего возьмет и возродится), а с запада – от Ирана. Про арабов никто и в страшном сне не догадается – а если догадается, решит, что те же персы приснились.

Вожди с наиболее уважаемыми представителями своих племен не одну неделю пируют, охотятся, устраивают конные состязания (см. Манас, поминки по Когутею), осторожно при этом покачивая права: кто ж бы из них достоин был верховенства? Раздражение при этом нарастает, затянувшийся пикник вот-вот закончится кровопролитием... Собирают гадателей-шаманов. Те трое суток кружатся до изнеможения, колотят в бубны – а ожидающие вполне серьезно предаются посту и бдению: стоящее гадание требует духовной поддержки.

Наконец самый старый и дольше всех плясавший в тяжеленной дохе, увешанной металлическими фигурками, самый знаменитый шаман распростирает руки, как крылья, и начинает клектать по-сокольему. Он подносит бубен к самому уху – и бубен отвечает ему на том же языке. Это слышат все. Старик подпрыгивает все выше, он поет, как он кружится над станом, он перечисляет самых знатных, самых прославленных вождей... если бы дело происходило в юрте, он бы конечно вылетел в дымовое отверстие ногами вперед, как принято. Наконец с диким воплем он подбрасывает бубен в небо и валится на землю без чувств.
(Падения бубна никто не видел, естественно. Старик послал своего помощника, коня-сокола, к небожителям. Он вернётся, когда проблема разрешится).

Ну, сокол так сокол. Охотничьих птиц в изысканном обществе предостаточно, от юркой пустельги до беркута, натасканного на волков. Выбирают первоклассного по статям, недавно пойманного, не вполне ещё прирученного, заведомо не знающего даже своего укротителя, не то что вельможного владельца. На месте, где происходило камлание, торжественно, с пением напутствий и благословений, под гудение бубнов и рев охотничьих рогов, подбрасывают вверх. Птица кругами, кругами набирает высоту – и стремительно, словно кто провел карандашом черту по синему небосводу, исчезает на западе.

Дальнейшему мы были свидетели. Чему еще свидетели мы будем?
Tags: Средняя Азия, история, птицы, роман, эпос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments