
"Не все коту масленица" - любимая моя пьеса у Островского, такая она тёплая и справедливая. Помню, убеждала одного видного пушкиниста, что настоящая положительная героиня у нас не Татьяна, а Дарья Федосеевна Круглова. Он тоже Островского очень любил, но не соглашался.
А это отрывок из ломоносовского письма к Шувалову "О размножении и сохранении российского народа" (всегда возмущаюсь на такие разговоры! Как будто мы стадо племенное, поголовье надо наращивать!)
После рассуждения о ранних браках в народе следует:
«...Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое в прочем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны...»
(дальше у него про риски разговения, но это пока неактуально)
«...Для уверения о сем можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше меду на кутью исходит?»