Бароны воюют, бароны пируют... А.К.Толстой.
Итак, наше хунну-китайское воинское соединение готовится к походу в неизвестное. После пиров и праздников наступают трудовые будни. Пусть себе. А нам — о чем бы поговорить?
Можно о любви, можно о смерти.
В Самарканд возвращаются воины, предававшиеся любимым развлечениям мужей на берегах Окса. Боевые схватки с иранскими богатырями проходили с переменным успехом и на данном этапе закончились гибелью знатнейшего витязя, князя Бармана, грозы Ирана, дяди Афрасиаба. Высокая участь, достойная зависти! Разве не главное в жизни — это красиво умереть?

От Афрасиаба ожидают мщения, и он не обманет ожиданий:
«Того, что мой дядя свершить не успел
Из подвигов ратных и доблестных дел,
Мне должно мечем всеразящим свершить,
Мой ныне черед низвергать и крушить!»
Ясно, что царю придётся оставить мысль о походе на северо-восток. Нам же лучше, у наших молодцов руки развязаны. Но прежде следует доблестного дядю предать... да, вот чему предать?
От Афрасиаба ожидают мщения, и он не обманет ожиданий:
«Того, что мой дядя свершить не успел
Из подвигов ратных и доблестных дел,
Мне должно мечем всеразящим свершить,
Мой ныне черед низвергать и крушить!»
Ясно, что царю придётся оставить мысль о походе на северо-восток. Нам же лучше, у наших молодцов руки развязаны. Но прежде следует доблестного дядю предать... да, вот чему предать?
«Люди, хоронившие... своих родственников, поклонялись четырем стихиям — огню, воде, земле и воздуху. Они верили также, что мир создан двумя творцами: божеством добра и света — Ахурамаздой, и духом зла — Ангроманью».
Ахурамазда сотворил разум и твердую основу — костяк человека. Ариман вот эту вот мякоть и слякоть, бренное тело, добавил без спросу. После смерти человека его труп разлагается и все вокруг оскверняет. Ни сжечь, ни утопить, ни закопать его нельзя, даже на воздухе долго держать нельзя мерзость такую, осквернять чистые стихии!
А кости надо сохранить, чтобы в будущем воскресении разуму было куда вернуться.
Это что значит, в пакибытии будут бегать мыслящие скелеты? Любимые герои нашего младшего внука?
Выход один. Дорогой труп выставляют на съедение птицам-трупоедам и шакалам. Через достаточное время, когда обглоданные кости отмоет дождями, их сложат в каменной нишке семейной усыпальницы, в глиняном сундучке-оссуарии, в общем колодце — тут возможны варианты.
В связи с этим у меня сомнения относительно «нравственного закона внутри нас», который такой же непреложный, как звездное небо над нами. Некоторым этот врожденный закон предписывает приносить человеческие жертвы, собственных детей в том числе.
Видимо, от трупа спешили отделаться поскорее. Сейчас в Средней Азии тоже хоронят быстро, хотя и не так. И очень громко вопят. Мы видели похороны в Самарканде, издали. Шли четверо молодых мужчин, быстро, и громко причитали, поднося к глазам чистый белый платок. За ними небольшая толпа с носилками, на них лежало тело, завернутое в яркий плюшевый коврик (они продаются только для этой цели). Нам сказали, что хоронят женщину, впереди ее сыновья.
Раньше было конечно еще эффектней. Если присмотритесь, на картинке плакальщики и плакальщицы рвут волосы, царапают лица, а еще они отрезали себе мочки ушей. За особую плату, наверно. Нелегко иногда хлеб дается.
Все эти экстравагантности происходят в Самарканде, в Пенджикенте соблюдают приличный траур и слушают сказания о подвигах усопшего. На дамской половине, где пребывает наша маленькая принцесса, гостят сейчас дочери, внучки, племянницы и кое-кто из жен оплакиваемого героя.

Мы там побываем в ближайшее время, если живы будем.