
А сам Лачплесис, и с ним пара друзей, избирает кружной путь, кругосветный. Прямо к Северному полюсу.
«День я ехал, ночь я ехал,
Дочь Зимы не повстречал.
Гору увидал. Там трое
Великанов мелют снег.
…Гору увидал. Там трое
Великанов лед куют».
Снегомолы и ледоковы посылают мореплавателей дальше к полюсу, через бурное море, в снеговой мгле, и вдруг из зарева к ним выплывает в лодке прекрасная девушка. «И серебряным веслом самолично правит в нем». Дальше по пунктам излагается общеевроазиатская космогония, знакомая нам по плаваниям Синдбада, описаниям страны Гипербореев у античных авторов, русским сказкам, Снежной Королеве и пр. За стеной мрака, в центре ледяного острова, цветёт прекрасный сад.
«Среди сада был колодец
В пекло опускавшийся,
Из колодца вечно пламя
Извергалось до неба.
Это было пламя сердца
Мира…» -
знакомое нам по видению Уленшпигеля и Неле. Великан Зима, который там прогрызался к Сердцу Мира, в данном случае спит, и путники успевают отплыть до начала страшной бури. По совету мудрой Девы Севера, он избирает
«Новый путь на родину,
Долгий этот путь, опасный,
Но врагам неведомый:
Пусть он землю ту, где злые
Обитают сумпурни,
Всю объедет и по краю
Света выйдет к Балтии.
Сумпурни подобны людям
С мордами собачьими…»
Посмотрите на карту Меркатора – вот он, вожделенный Северо-Восточный Проход…
Плыть надо на Восток, до края света, «где бабы лён прядут, прялки на небо кладут». За краем света они увидят гору алмазную, на которую не стоит забираться, а дальше будет невообразимо прекрасный остров, к которому ни-ни-ни-нельзя приближаться,
«Так как обладает свойством
Остров тот притягивать
Корабли к себе и лодки…»
а если они справятся со всеми преградами, то с другого края мира в край родной воротятся.
После неприятной стычки с людоедами-сумпурнями путники достигнут края света, где «врата небес, и там же пекло отверзается, дети Перкона куют там в жарких кузнях золото, …ночью Солнце отдыхает там в алмазной лодочке, … и там же оно купает резвых скакунов своих»… Кони Солнца – принадлежность всех вариантов индо-иранской мифологии.
Лачплесис опускает мачты и подныривает под край неба, в глухое море мрака. Алмазный остров соблазняет моряков: один взбегает на вершину и с криком: «Боже, как прекрасно здесь!» - исчезает. То же происходит со вторым; третьего любопытные путники привязывают веревкой и успевают сдёрнуть, но он теряет дар речи, навсегда. Ну и разумеется, магнитный остров их притягивает.
(продолжение следует).