
Вчера по ящику смотрели одним глазом фильм «Слуга государев», про Полтавскую битву, другим про Генриха Наваррского, французский (картинка из другой эпохи, но всё равно). Ясно, по цене и качество. В милой Франции, как мы теперь знаем, было серо, сыро, тесно, страшно, веселый король ходил с чеховским выражением на лице, а у нас зато под голубыми небесами на фоне колышущихся хлебов мчались в атаку новенькие красно-зелёные мундиры – явно с какого-то интернационального склада. Но вот батальные сцены следовали явно одному шаблону. Теснота, как в коммунальной кухне, швед, русский колет, рубит… поединок снимается с разных сторон и монтируется несколько раз, каскадёр вонзает шпагу, в него сзади вонзают копьё, ну словом это все видели сто раз, в исполнении спартанцев, орков, древних русичей и т.д. Не пора ли разработать новую условность? Т.е. понятно, всё равно будет не так, как было (а как оно было?)
Ясно, театральное фехтование – особь статья, киношное – особь статья, современное спортивное ещё третье дело. А вот придумать, чтобы ненадолго хотя бы поверили? Вроде аутентичной музыки.
Вот праздный вопрос ещё: само собой, каскадёрский эпизод с участием лошади намного дороже пешего. На сколько, или во сколько? При Полтаве только пару раз проскакала кавалерия куда-то за кадр, а гугеноты с католиками бились конно. Изредка. С громким ржанием.
Вспомнились наши старые военно-приключенческие фильмы, в которых обязательно лошадь на галопе кувыркалась через голову. Говорили, это делалось ужасным способом, лошадь гибла… а мы видели в польском конном шоу, как ловко лошадка на скаку подгибала ножку, шейку – и ловко падала на спину в опилки, а всадник уж куда там отлетал! Всё можно, если постараться.