gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Category:

ФЛЕЙТА КИТАЯ

Кажется, ночь не спала, сочиняя, как формируется свадебный поезд принцессы, которую новоиспеченная империя Лю-Сун посылает в виде жеста доброй воли варварскому правителю. Куда и кому – придется опять посмотреть Гумилева и карты. Насколько помню, гор. Цзянькан, столица очень стесненного Китая, находится на южном, правом берегу Янцзы, а двигаться им надо на северо-запад. Переправа большого отряда воинов, обоза с приданым и свиты придворных дам, евнухов и почетной охраны должна занять не один день. Контингент исчисляется по меньшей мере сотнями, по пути они прихватят еще пару отрядов солдат с командирами. С припасами, фуражом, полевыми кухнями, палатками и т.п. Начальники военные и штатские поедут в колесницах, у многих штат слуг. Интересно, как организуется переправа? Для понтонного моста Янцзы наверно широка, тем более практически в устье? С берега до берега день и ночь курсируют огромные лодки. Люди общаются на повышенных тонах, тем более на востоке голоса и так довольно высокие. Лошади сопротивляются, бьются, их загоняют на суда бранью и ударами. Грохочут тяжелые деревянные колеса. Днем над сумятицей вьются бесчисленные флажки, ночью во множестве горят факелы. Звучат пронзительные команды, свистят флейты…

Мы выбрали флейту символом Китая, хотя истинно китайский инструмент – цинь. Самый интеллигентский, т.е. аристократический, что одно и то же. На нем играл Конфуций. Это такие гусли, без резонатора. Мудрец мог сутками просиживать в уединении со своим цинем, постигая тайны бытия. Правда, передать их можно было только такому же тонкому музыканту. Флейта на профанном уровне – военная дудка, очень удобно подавать сигналы. Для даосов – один из важнейших символов: звучит не инструмент, звучит пустота в нем.
«Но внимать звукам флейты — еще не значит слышать флейту Земли; слышать флейту Земли еще не значит познать флейту Вселенной.
— Дозвольте спросить, как это понять?
— Вздохнет Земля — говорят, ветер подул. Сейчас-то он стих. А то взвоет яростно, заиграет на бессчетных отверстиях. Слыхал ведь? Ущелья гор, лесные дебри, ямы от вывороченных столетних дерев — это все рты, носы, уши; трубы, струны, перекладины. Ветер бурлит, как поток, свистит, как стрела, вдыхает шумно, выдыхает тихо, звучит высоко и низко, протяжно и отрывисто. Одно вступает, другое вторит. Свежий ветерок — малый хор, ураган — хор огромный. Утихнет буйный вихрь, опустеют отверстия. Слыхал последние вздохи замирающего ветра?
— Флейта Земли звучит своими отверстиями, как наша человеческая флейта — дырочками в бамбуке. Можно спросить, что есть флейта Вселенной?
— На тьмы ладов звучащие свободно и непроизвольно голоса всех творений всего Мироздания». Чжуанцзы.
С даосами мы еще встретимся, и не раз! Будут по всему пути шляться странствующие проповедники, заклинатели, гадатели, целители, миссионеры, половина шарлатаны, половина наводчики (это пересекающиеся множества, так что кто-нб да останется за скобками). Пока же на территории бывш. Китая даосизм – политическая сила.
Есть в китайской поэзии штамп – «вражеской флейты впиваю печаль». Из песни воина-пограничника. В классической поэзии – символ изгнания: стихотворец, интеллигент, происками врагов отлучен от двора, где ему самое место – давать советы императору – и сослан на край земли. Куда катится бедное отечество…
Вы думаете, он слушает варварские мелодии, удобно пристроившись на Великой Китайской Стене, которую, говорят, видно из космоса? Да ни фига подобного. Где стена, а где граница. На карте она (стена) в глубоком тылу варварских держав, которые в наше время (V век) свирепо рвут в клочья то, что осталось от северной половины ветхого китайского одеяла, причем стена им в этом нисколько не препятствует.. Зачем её было строить, разве чтобы жизнь медом не казалась, а то, как сказал Плюшкин, «Народ от праздности завел привычку трескать». Половина народа работает на стене, половина работает на их прокорм. Для того и пирамиды строили, и болванов на острове Пасхи. Правящие классы не дураки все одинаково.
Но смотреть красиво, особенно на снимке.


Итак, колонна сформирована, город прибран, главная улица выметена от навоза, население с нее прогнано, и юная принцесса, невидимая в роскошном паланкине, направляется к набережной, где её перенесут на особо роскошную барку, за ней – десятки паланкинов свиты, десятки сундуков с одеждой, духами, румянами, томиками любимых стихов и т.д. Все это должно было произойти уже порядком давно, потому что вот сейчас, в первые дни марта, отряд приближается к месту, где их встретит посольство царственного жениха, тоже весьма тяжело вооруженное.
Приближается момент, когда я смогу написать давно задуманное:
- Ну, ваше высочество, беда! Буран!
Пошла читать Гумилева, с легким сердцем оставляя юных любовников и скитальцев Броселианда под присмотром мудрой Вопрошательницы. М.б. она потом объяснит мне, почему странствующие рыцари «желали странного».
Tags: Гумилев Л.Н., Китай, история, роман, флейта Китая
Subscribe

  • книги

    Очередная глава, вставленная позже "Трамвай №7 взвизгнув, тормозит, поворачивает и устремляется к остановке. Не успев подумать, профессор встает,…

  • (no subject)

    В общем, не было забот, дописала фантастический роман, распростилась с любимыми героями, всех их хорошо устроила. Все по порядку выложила в ЖЖ,…

  • просто так

    Что называется, заказали. По поводу Минкина с его наездом на Онегина немножко потолковали дома про Пушкина, я вспомнила, что читала в детстве…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments