gern_babushka13 (gern_babushka13) wrote,
gern_babushka13
gern_babushka13

Categories:

про прошлое

Давайте еще позанимаемся Франциском нашим Скориной, во славу великого белорусского народа...
Что еще сказать? Скорина молодец, что придумал печатать небольшими выпусками. И белорусы молодцы, что раскупали все-таки очень дорогие книги. Тираж доходил до 500! В Праге он напечатал около десяти тысяч.
В томиках Библии 51 иллюстрация, около 30 заставок и около 1000 инициалов.
Вот тут есть вопросы. Большинство сюжетных картинок просто восхитительны. Достаточно сложная композиция прекрасно и просто решена в пространстве, персонажи выразительны, отлично нарисованы, не заслоняют друг ни друга, ни деталей интерьера и пейзажа, детали все к месту.
Считается, что Скорина был рисовальщиком отдельных гравюр, и мог играть роль консультанта. Ему принадлежат все подписи к иллюстрациям и рисунок шрифта Библии. На многих картинках издатель поместил свой герб, не очень-то скромно, на самую первую картинку, титул Псалтири.

И на титул Библии, вдобавок к автопортрету в виде величавого ученого-гуманиста. Вместо принятого в католическом мире блаженного Иеронима. Он еще много чего нарушил, писал комментарии, подписи к картинкам, предисловия – естественно, католическая и православная церковь не признали книги Скорины.

Герб здесь маленький, неприметный, под ногой пророка.
Резонно предположить, что картинки с гербом – его работа, а без герба какого-то другого мастера. Жаль, его (их) нам не представили, и резчиков, исполнителей гравюр, тоже.

Главная прелесть в том, что заглавные страницы книг Библии точно воспроизводят массовый культурный продукт XV и XVI века, может и более ранний и точно гораздо более поздний. Это гравюра с текстом. Буквы вырезаны на той же доске, что и рисунок, методом «обрезной гравюры», и наносятся на бумагу «высокой печатью».

Т.е. линии рисунка наносят на гладкую продольную доску грушевого, например, дерева, и буквы тоже (в обратную сторону). Гравер острым резцом удаляет все пробелы, по обе стороны каждой линии, внутри замкнутых контуров и буквенных знаков. Сначала все было ничего, пока скажем дьявол или блудный сын изображался простым контуром. Картинки с благочестивым поучением, с евангельским сюжетом печатались и расходились массово, не очень дорого – конкуренция была! Сюжет мог быть и сказочным, и политическим, и непристойным. Спрос диктует…
Но гравюры могли быть и очень высокого качества, по рисунку и композиции не уступать известным картинам, просто их копировать. Техника граверов ко времени Дюрера (он и сам так начинал) и Скорины дошла до предела своих возможностей и слегка за него зашла. Главное, это штриховка, передача объема, чтобы как на рисунках у Леонардо. Для исполнения «станковых» гравюр, чтобы вешать на стены и собирать в альбомах коллекции, перешли на «торцовую», гравюру, потом на медную и т.д., в которых линия врезалась в твердое дерево, углублялась, черное было ниже белого.
«Глубокая печать» восторжествовала и в конце XIX века бойко воспроизводила фотографии. А «высокая» жила себе в форме народных картинок, лубка.

Страница с картинкой укладывается в печатный станок рядом с наборной полосой (литеры тоже в зеркальном отражении), по ним проходится валик с краской, и все идет как по маслу. Не надо вклеивать миниатюры или изысканные торцовые гравюры.
Разговоры, что Скорина сам вырезал гравюры, мне кажутся пустыми. Зачем тратить время переводчика и организатора, когда профессионалы сделают это быстрее и лучше?
Tags: Белоруссия, Франциск Скорина, искусство, история, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • лытдыбр

    Краски осени... Новый наряд королевы. Сегодня погода менялась 4 раза. А нет, сейчас уже шесть. Седьмой...

  • лытдыбр

    Ну вот и все! А дальше-то что делать?

  • лытдыбр

    Закончила печатать роман, осталось добить эпилог, вычитать по возможности опечатки. В одной из прежних книг уже нашли одну: персонаж из палеолита…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments